Индуцированные состояния подростков. Агрессивность несовершеннолетних подростков

Индуцированные состояния — одна из частых форм психогенных расстройств в детском и подростковом возрасте. Условия их возникновения: инфантильная психика, возрастная интеллектуальная незрелость, выраженная внушаемость, отношение к психически больному индуктору как к абсолютному авторитету, идентификация с ним, патологическая привязанность и зависимость от него, наличие общей психотравмирующей ситуации. Психическими расстройствами является психопатологическая продукция, копирующая по содержанию психические расстройства индуктора, но имеющая менее психопатологически завершенный характер.

Типичным является недостаточная внутренняя переработка болезненных переживаний. При удалении (изоляции) от индуктора развившиеся расстройства исчезают. Клинические формы: психотические состояния, психогенные расстройства на личностном уровне, "копирование" невротических, физических симптомов и особенностей поведения окружающих, психические расстройства возникающие под воздействием "веры" и активной целенаправленной суггестии, медитационных "психотехник" (в таких состояниях в некоторых религиозных сектах совершались ритуальные убийства и жертвоприношения, мистико-религиозные обряды экзорцизмов).

Судебно-психиатрическое значение индуцированных расстройств обусловлено возможностью соучастия подростков в совершении агрессивных действий, направленных против личности.

Категория личности является центральной при рассмотрении психологической регуляции социального поведения субъекта. В связи с этим анализ личностного развития несовершеннолетних, совершивших агрессивно-насильственные правонарушения, имеет особое значение для понимания причин деликтов такого рода, оценки осознанности и произвольности регуляции противоправного поведения, социального прогноза дальнейшего развития несовершеннолетнего правонарушителя.

агрессивность подростков

Проведенное исследование было направлено на выявление основных параметров и условий личностного развития у подростков и юношей, обвиняемых в совершении агрессивных правонарушений. Его задачи заключались в определении особенностей системы смыслов, агрессивных тенденций и их связи с клиническими характеристиками личностных аномалий, условиями и динамикой развития личности, спецификой криминального поведения. Оценивался социальный прогноз личностного развития подростков.

Объектом изучения стали 30 подростков в возрасте 16,90±1,14 года, обвиняемых в совершении убийства и нанесении тяжких телесных повреждений со смертельным исходом. По результатам стационарной СПЭ, проведенной в ГНЦ СиСП им. В.П. Сербского все они были признаны вменяемыми по отношению к совершенному правонарушению. Контрольную группу составили 65 мальчиков, учеников 9—11 классов московской школы.

Использовались методы экспериментального исследования, в том числе проективные и психосемантические методики, психологический анализ материалов уголовного дела, медицинской документации и актов экспертиз. Статистическая обработка материала проводилась методами корреляционного (коэффициенты ранговой корреляции Спирмена) и кластерного анализа.

Смысловые структуры представляют собой психологическое ядро личности и лежат в основе личностной регуляции деятельности человека. По данным проведенного нами исследования этих структур (психосемантический вариант ЦТО, корреляционный и кластерный анализ), наиболее значимым смысловым образованием у несовершеннолетних с агрессивными деликтами является мужская полоролевая идентификация, основной атрибут которой — сила.

При этом в отличие от мальчиков контрольной группы у подростков-правонарушителей отсутствует эмоциональная идентификация образов "Я" и мужчины с образами реальных близких людей мужского пола (отца, брата, деда), что свидетельствует о недостаточной социальной опосредованности полоролевых представлений.

Образ желаемого "Я" связан с мотивационными категориями гедонистического характера. Типичной является тесная смысловая связь категорий "жизнь" и "риск" (для контрольной группы характерна связь "жизнь"— "работа"), подтверждающая данные литературы о том, что склонность к риску является одним из предикторов противоправного поведения. В морально-этической сфере категория "совесть" входит в одно смысловое образование с понятием "слабость".

С учетом выраженной ориентации подростков с агрессивными деликтами на силу, можно заключить, что внутренняя этическая регуляция поведения не только не входит в число их субъективных приоритетов, но и находится в определенной смысловой оппозиции к ним. Одновременно отрицательные этические и эмоциональные оценки проецируются на представления о враждебных людях, что позволяет несовершеннолетним изучаемой группы в ситуации конфликта освободить от таких оценок самих себя, а также оправдать собственные насильственные действия по отношению к противникам.

Таким образом, утрированная полоролевая идентификация и самоутверждение за счет физической силы и готовности к риску при слабой социальной опосредованности мотивов, недостаточной ориентации на нормативно-этическую регуляцию поведения составляют комплекс смысловых личностных проблем подростков, предрасполагающий к агрессивно-насильственным асоциальным действиям.

- Читать далее "Психологическое исследование подростков. Факторы подростковой агрессии"

Оглавление темы "Подростковая агрессия. Агрессия при шизофрении":
1. Индуцированные состояния подростков. Агрессивность несовершеннолетних подростков
2. Психологическое исследование подростков. Факторы подростковой агрессии
3. Семейное воспитание агрессивных подростков. Роль семьи в подростковой агрессии
4. Социализация агрессивных подростков. Личностное развитие подростковой агрессии
5. Групповая подростковая агрессия. Внутреннее Я агрессивного подростка
6. Диагностика подростковой агрессии. Судебно-психиатрическая оценка подростков
7. Шизофрения агрессоров. Причины агрессивности при шизофрении
8. Признаки и проявления агрессии при шизофрении
9. Клиника агрессивности при шизофрении. Корреляция агрессивности и шизофрении
10. Эпидемиология агрессивности при шизофрении. Проблемное поведение при шизофрении

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: