Травмы при наезде на пешехода. Особенности у пожилых

По сообщениям Национальной Администрации по безопасности дорожного движения (NHTSA) в 2003 г. в результате дорожно-транспортных происшествий погибли 4749 пешеходов и 7000 получили несмертельные травмы. В 1998 г. пешеходы были на втором месте среди всех погибших участников дорожного движения, и наезд на пешехода с летальным исходом составлял 13% от всех случаев смерти в результате дорожно-транспортных происшествий.

В среднем в автоавариях каждые 111 минут погибает один пешеход и каждые 8 минут один пешеход получает травму. Среди всех пострадавших пешеходов лица старше 65 лет составляют 10%, между тем на их долю приходится 21% от всех пешеходов, погибших на дорогах. Коэффициент смертности в этой группе, составляющий 2,95 на 100000, является самым высоким по сравнению с любой другой возрастной группой.

Более половины наездов случаются в темное время суток, когда определенную роль может играть недостаточная острота зрения. Другая проблема связана с употреблением спиртного. Почти в половине случаев всех столкновений у водителя или пешехода обнаруживают поддающийся измерению уровень алкоголя в крови.

Haddon с соавт. в 1961 г. провел крупномасштабное исследование пешеходной травмы. Он обратили внимание на увеличивающийся с возрастом риск повреждений и смертельных исходов у пешеходов, а также на то, что погибшие были на 17 лет старше тех, кто подвергся аналогичному воздействию, но остался в живых (средний возраст погибших 58,8 лет по сравнению с 41,6 в контрольной группе).

Вслед за эпохальным исследованием Haddon другие авторы подтвердили его выводы и дополнили наши знания по вопросам пешеходной травмы. Было продемонстрировано, что с возрастом среди пожилых пешеходов увеличивается смертность, равно, как и частота переломов, необходимость госпитализации в отделение интенсивной терапии, необходимость вентиляционной поддержки и сроки пребывания в стационаре.

Вместе с тем выяснилось, что среди смертельно пострадавших преобладали пожилые больные и что с возрастной категорией старше 65 лет было связано 37% от всех летальных для пешеходов исходов. Следовательно, риск был выше у пешеходов пожилого возраста, которые медленнее ходят и затрачивают больше времени на переход дороги или автомагистрали. Казалось бы, пожилым людям необходимо действовать в соответствии с окружающей обстановкой, чтобы компенсировать указанные недостатки, но, скорее всего, эта задача для них невыполнима.

травмы при наезде на пешехода

Находясь в движении пожилые пешеходы часто не в состоянии предвидеть опасные ситуации, что, возможно, связано со спутанным сознанием или с возрастными изменениями сенсорных систем (слух и зрение). Вдобавок ко всему пешеходы склонны преувеличивать фактическую видимость.

Как следует из проспективного когортного исследования, пострадавшие пешеходы были старше (средний возраст 56 лет) пострадавших водителей или пассажиров (средний возраст 26 лет). Поражал средний балл по Шкале тяжести травмы (ISS), который у пешеходов был равен 34 (ISS > 15 свидетельствует о тяжелом жизнеугрожающем повреждении).

Даже после поступления в травматологическую клинику летальность среди находящихся в автомобиле составляла только 13% по сравнению с 30% у пешеходов.

Существует много доказательств того, что клинические исходы у пожилых травматологических пациентов, в том числе и пешеходов, намного хуже, чем у пациентов с похожими травмами, но моложе. Доля умерших среди пострадавших старше 60 лет выше по сравнению с теми, кто не достиг указанного возраста (44,6% против 10,4%), с большей вероятностью летального исхода у пожилых.

С пожилыми пешеходами связана высокая внутригоспитальная летальность (52,5% против 21,5%), существенно повышающая ресурсозатраты в конце их жизни. Уровень смертности в группе пешеходов старше 65 лет, равный 2,6, в 5,7 раз превышает тот же показатель у пешеходов моложе по возрасту. На основании вышеизложенного и с учетом того, что пожилые умирают от тех осложнений, от которых пешеходы моложе по возрасту выживают, было высказано предположение, что улучшение госпитальной помощи могло бы снизить показатели смертности.

Работы той же направленности показали, что у лиц старше 60 лет риск летального исхода, связанного с дорожно-транспортным травматизмом, был намного выше, чем у лиц моложе по возрасту, равно как в группе пассажиров, так и в группе пешеходов, и что, хотя люди старше 65 лет были пострадавшими только в 8% случаев с участием пешеходов, летальность среди них составляла 27,8%. К тому же 78% травмированных пожилых пешеходов при выписке имели как минимум временную инвалидность.

Предпринимались попытки установить характерные факторы риска у пожилых больных с пешеходной травмой. Шкала Apache, а также внутричерепное кровоизлияние с масс-эффектом и кардиальные осложнения были признаны независимыми предикторами летальных исходов. Пешеходные травмы у взрослых наиболее распространены в группах с низким уровнем социально-экономического развития, что согласуется с выводом о том, что социально-экономический статус часто связан с последствиями для здоровья.

Изучение скорости, с которой пожилые люди переходят проезжую часть, показало, что 27% лиц данной возрастной категории не успевают перейти проезжую часть до переключения сигналов светофора, и то, что 1/4 представителей этой группы вынуждены пережидать транспортный поток, не дойдя до безопасного места, по меньшей мере, целую полосу движения. Попытки понять и смягчить факторы риска пешеходной травмы сохраняют свою актуальность, так как фатальный наезд на пешехода часто связан именно с теми из них, на которые труднее всего повлиять.

- Читать далее "Криминальные травмы у пожилых. Насилие в семье"

Оглавление темы "Эпидемиология травм у пожилых":
  1. Травмы пожилых при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП). Особенности
  2. Травмы при наезде на пешехода. Особенности у пожилых
  3. Криминальные травмы у пожилых. Насилие в семье
  4. Открытые травмы у пожилых. Самоубийства
  5. Ожоги у пожилых. Эпидемиология, особености
  6. Сортировка пожилых пациентов с травмой на месте катастрофы. Критерии
  7. Реанимационная помощь у пожилых пациентов. Инвазивный мониторинг
  8. Исходы травм у пожилых пациентов. Прогноз
  9. Влияние сопутствующих заболеваний на исходы травм у пожилых. Методы коррекции лечения
  10. Финансовые затраты на лечение травм у пожилых. Оценка расходов
Кратко о сайте:
Медицинский сайт MedicalPlanet.su является некоммерческим ресурсом для всеобщего и бесплатного развития медицинских работников.
Материалы подготовлены и размещены после модерации редакцией сайта, в составе которой только лица с высшим медицинским образованием.
Ни один из материалов не может быть применен на практике без консультации лечащего врача.
Вопросы, замечания принимаются по адресу admin@medicalplanet.su
По этому же адресу мы оперативно предоставим вам координаты автора, заинтересовавшей вас статьи.
Если планируется использование отрывков размещенных текстов - обязательно размещение обратной ссылки на страницу источник.