Врачи реабилитационной бригады. Задачи

Наилучшие результаты в реабилитации пострадавших достигаются при использовании междисциплинарного подхода, объединяющего воедино различные лечебные направления. Такое объединение наряду с контролем со стороны лечащего врача и его взаимодействием с другими специалистами являются решающими.

Основными моментами, на которые должны делать упор специалисты, занимающиеся реабилитацией,— это мобильность пациента, его повседневная активность, общение с другими людьми и сексуальная функция. Также нельзя забывать и о психологическом комфорте пострадавшего. Команде реабилитации необходимо обеспечить пострадавшему обучение каким-либо навыкам, которые позволят ему вернуться к выполнению определенной роли в обществе. Наконец, нужно оценить необходимость в финансовой и социальной поддержке пациента и в случае надобности наметить план дальнейших мероприятий с привлечением соответствующих служб.

Общее руководство в бригаде должно осуществляться врачом-реабилитологом (физиотерапевтом), однако на каких-то отдельных стадиях это руководство может переходить к любому другому члену команды в зависимости от его или ее компетенции в тех или иных вопросах. Всем участвующим в процессе реабилитации специалистам полезно периодически собираться вместе и коллегиально обсуждать каждого пациента.

Физиотерапевт. Физиотерапевт анализирует анамнестические данные, тщательно обследует пациента для того, чтобы понять, что он может, а чего нет, и назначает соответствующее лечение. Также в функции физиотерапевта входит заказ вспомогательных средств реабилитации, протезов и ортезов. Этот специалист выполняет ключевую роль, объединяя между собой пациента, его семью, специалистов, а также другой больничный персонал. Физиотерапевт выписывает необходимые препараты, позволяющие снизить выраженность болевого синдрома и спастичность скелетных мышц, назначает различные программы, направленные на компенсацию нарушенных функций кишечника и мочевого пузыря, безопасное и гигиеничное их опорожнение при неврологических дефицитах, электромиографию и исследование нервной проводимости для выявления нейромышечных нарушений, и, наконец, способствует устранению отека.

Ортопед. Задачами ортопеда являются оценка состояния и лечение пациентов с травмами костно-мышечной системы. Как до, так и после хирургического лечения специалисты по реабилитации следуют указаниям относительно нагрузки и объема движений, рекомендованным ортопедом. У пациентов с изолированной скелетной травмой зачастую именно ортопед руководит всем процессом реабилитации.

Специалист по лечебной физкультуре. Лечебная физкультура является наиболее часто применяемым методом восстановительного лечения. Врач оценивает силу пациента, объем движений в суставах, баланс тела и координацию движений и назначает специальные упражнения для улучшения функциональной активности. Врач обучает пациента передвижению, использованию вспомогательных средств опоры, инвалидного кресла, подъему и спуску по лестнице, преодолению препятствий, ходьбе по наклонной поверхности. Важными составляющими физиотерапии, позволяющими уменьшить болевой синдром и ускорить заживление ран, являются также тепловые и холодовые процедуры, электростимуляция, гидротерапия, массаж и тракционная терапия. Специалист по лечебной физкультуре также обучает пациентов использованию протезов нижней конечности и ортезов.

Специалист по трудотерапии. В задачи специалистов по трудотерапии входят оценка объема движений верхних конечностей, силы и координации движений, навыков самообслуживания. В свете этих задач они осуществляют обучение пациентов, в том числе обучают нуждающихся навыкам самообслуживания. При необходимости они изготавливают шины для верхних конечностей, инструктируют пациентов относительно использования вспомогательных средств реабилитации, шин и протезов верхней конечности. В задачи специалиста по трудотерапии также входит оценка познавательных навыков и восприятия пациентов и коррекция дефицита в этих сферах. Кроме всего прочего специалисты по лечебной физкультуре и трудотерапии выезжают на дом к пациентам, для того чтобы на месте оценить имеющиеся препятствия и возможности пациента преодолеть их, корректируют образ жизни пациента и проводят совместное обучение с родственниками пациента.

реабилитационная бригада

Логопед. Логопеды участвуют в оценке и лечении коммуникативных расстройств человека, таких как афазии, дизартрии и апраксии. Афазия — это когнитивное расстройство, затрагивающее речевую функцию человека, выделяют сенсорную, моторную и смешанную типы афазий. В отличии от афазии, дизартрия — это нарушение речи, связанное со слабостью или спастическим поражением мышц, участвующих в речеобразовании. Апраксия — это нарушение последовательности действий, затрагивающее другие двигательные функции человека.

Важным компонентом лечения речевых нарушений также является диагностика и лечение расстройств глотания. Логопеды участвуют в оценке и лечении других когнитивных нарушений и обучают пациентов пользоваться вспомогательными коммуникационными устройствами.

Реабилитационная медицинская сестра. В задачи реабилитационной медицинской сестры входит персональный уход за пострадавшими. Уход включает в себя лекарственную терапию, личную гигиену, уход за мочевым пузырем и кишечником, а также использование вспомогательного реабилитационного оборудования.

Психолог и нейропсихолог. Психолог и нейропсихолог в первую очередь проводят оценку восприятия пациента, его памяти и мотиваций. В их задачи также входит оценка личностных особенностей пациента, его психологического статуса и адаптивных возможностей. Психологи помогают пациентам вырабатывать навыки по решению проблем, помогают им и их родственникам адаптироваться к возникшим ограничениям физических и других возможностей. Нейропсихологи оценивают когнитивные способности пациента и его сопутствующие навыки (например, чтение, вычислительные способности) и разрабатывают обучающие программы, позволяющие преодолеть или обойти имеющийся дефицит.

Психиатр. Психиатр участвует в первую очередь в диагностике и лечении психических нарушений, будь то существовавшие ранее заболевания или вторичные состояния, возникшие на фоне травмы головного мозга, а также в оценке психологических реакций пациентов на полученную травму. В компетенцию психиатра входит лекарственная коррекция нарушений сна, лечение различных лекарственных зависимостей и коррекция поведенческих расстройств.

Специалист по рекреационной терапии. Специалисты по рекреационной терапии используют различные досуговые мероприятия, позволяющие ускорить выздоровление пациентов. Эта часть реабилитационной программы начинается с оценки интересов и возможностей пациента. После этого назначаются различные мероприятия досуга, позволяющие восстановить силы пациента, увеличить выносливость и концентрацию. Эти мероприятия также способствуют возвращению пациента к общественной жизни. Игротерапия является очень важной составляющей лечения в случаях, когда пострадавшими являются дети.

Консультант по трудоустройству. Консультант по трудоустройству оценивает профессиональные интересы пациента, его профпригодность и навыки, и на основании этого дает совет о работе или изменении рода деятельности. Консультанты по трудоустройству, кроме того, предоставляют информацию об обучающих курсах и имеющихся вакансиях.

Специалист по протезированию/ортезированию. Специалист по протезированию/ортезированию является ключевой фигурой среди реабилитологов, ответственной за оценку состояния пациентов, которым требуется использование брейсов и искусственных компонентов конечностей, а также за разработку и изготовление этих приспособлений. Очень важно, чтобы другие специалисты участвуюшие в реабилитации, в частности физиотерапевт и ортопед, работали в тесном сотрудничестве с протезистами, что позволит в полной мере разъяснить пациенту все необходимые требования и ограничения.

Сестринский персонал. Травматологическая медицинская сестра также должна участвовать в процессе реабилитации. Находясь непосредственно у постели больного, медицинская сестра раньше других может выявить какие-либо физиологические, психологические или поведенческие нужды пациента (а также его или ее семьи). Частью работы медицинской сестры является профилактика пролежней и контрактур у лежачих пациентов; сестре чаще чем другим приходится иметь дело с нарушениями функций кишечника, мочевого пузыря, речевыми и двигательными расстройствами, нарушениями глотания.

Специалист по респираторной поддержке. Участие специалиста по респираторной поддержке в реабилитационном лечении пациентов объясняется тем, что в последнее время в реабилитационные отделения все чаще переводятся пациенты, в той или иной мере зависимые от аппаратов искусственного дыхания. Кроме того, эти специалисты принимают непосредственное участие в переводе пациентов на самостоятельное дыхание, обучают их правильной технике кашля и очищения дыхательных путей.

Социальный работник. Роль социального работника может варьировать в зависимости от особенностей конкретного лечебного учреждения. В ряде клиник социальный работник занимается в первую очередь финансовыми вопросами и размещением пациентов, определяя оптимальное реабилитационное учреждение, куда пациент переводится после острого периода травмы, и собственно осуществляет этот перевод. В других клиниках социальный работник может принимать участие в консультировании и социальной поддержке пациента и его семьи. Такие службы поддержки пациентов и их семей играют важную роль, помогая пациентам и их семьям справиться с теми проблемами, которые могут возникнуть после травмы, а также разработать планы по дальнейшему их преодолению.

- Читать далее "Реабилитация после травмы головного мозга. Принципы"

Оглавление темы "Реабилитация после травм":
  1. Пластика брюшной стенки после травмы. Техника
  2. Пластика грудной стенки после травмы. Техника
  3. Современное лечение ран. Рекомендации
  4. Реабилитация после травмы. История
  5. Врачи реабилитационной бригады. Задачи
  6. Реабилитация после травмы головного мозга. Принципы
  7. Реабилитация после травмы спинного мозга. Принципы
  8. Реабилитация после скелетной травмы. Принципы
  9. Реабилитация детей после травмы. Принципы
  10. Реабилитация после ампутации. Лечение боли

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: