Обучение хирургов УЗИ. Программы, эффективность

Хотя при обучении этим целенаправленным исследованиям эффективными оказались многие методы, понимание хирургами физических принципов ультразвукового исследования должно стать неотъемлемой частью процесса обучения. Более того, эти принципы должны подчеркиваться при обучении всякий раз.

Первая образовательная модель обучения хирургов УЗИ была опубликована Han et al. из Университета Эмори. Стажеры проходили предварительное тестирование, а затем слушали лекции и смотрели видеофильмы об исследовании FAST. После завершения лабораторного занятия ATLS, у трех свиней через катетеры для диагностического лаважа брюшной полости была введена жидкость для создания условий «положительного» ультразвукового исследования.

Две другие свиньи служили «отрицательным» контролем. Все пять свиней обкладывались одинаково для того, чтобы скрыть катетеры. Хирург-сонографист оценивал эффективность выполненных стажерами «положительных» или «отрицательных» исследований. Стажеры сдавали окончательный тест, который должен показать статистически достоверное улучшение по сравнению с предварительным тестом. Авторы считают, что стажеры смогли освоить основные ультразвуковые принципы FAST и что свиньи являются допустимой моделью для такого обучения.

В другом исследовании с использованием предварительного и окончательного тестирования, Аli et al. показали, как семинар по УЗИ, состоящий из дидактики, видеозаписей и практики улучшает сонографические навыки.

Другие парадигмы, которые использовались как образовательные модели, включают человеческие трупы, в брюшную полость которых вводился физиологический раствор, и симуляторы с трехмерными изображениями. В последнем исследовании, Knudson и Sisley выполнили проспективное когортное исследование, в котором участвовали резиденты из двух университетских центров травмы.

Они сравнили результаты окончательного теста резидентов, которых обучали на интерактивном ультразвуковом симуляторе, и результаты тех, кого обучали в традиционном практическом формате. Основным измерявшимся показателем была результативность резидентов при окончательном стандартизированном тестировании, которое включало интерпретацию ультразвуковых случаев, записанных на видеопленке.

Они не обнаружили достоверной разницы между теми, кто обучался на симуляторе, и теми, кто обучался на моделях или пациентах. Из своего исследования авторы сделали заключение, что использование симулятора является удобным и объективным методом преподавания ультразвуковой диагностики хирургам.

обучение хирургов УЗИ

Другой темой является последовательность обучения. Одно из лучших исследований по этой теме относительно FAST было проведено Shackford et al. из Университета Вермонта. В этом исследовании авторы подвергли сомнению рекомендации, что прежде, чем хирург будет признан правомочным выполнять ультразвуковые исследования, он должен выполнить различное число таких исследований под надзором. Авторы подсчитали частоту первичных и скорректированных ошибок, а затем определили потенциальную клиническую пользу FAST.

Они нашли, что, хотя частота первичных ошибок клиницистов была 17%, она упала до 5% после выполнения десяти исследований. Помимо этого, авторы предложили следующие рекомендации для сертификации:
1) процесс сертификации хирургов в использовании УЗИ должен проводиться в хирургическом отделе, либо хирургами, либо комиссией, состоящей из хирургов и не-хирургов, которая сообщает об этом председателю хирургического отдела;
2) достаточно официального курса с 4 часами дидактики и 4 часами практики. Настоятельно рекомендуется программа обучения по УЗИ при травме, недавно разработанная Коллегией американских хирургов.
3) Компетентность в выполнении исследования FAST должна определяться на основе частоты ошибок в отношении преобладания целевого заболевания в серии.
4) В период приобретения опыта под контролем должны допускаться «контрольные» или повторные сканирования.
5) После завершения работы под контролем, необходимо продолжающееся наблюдение за частотой ошибок и причинами неопределенных исследований с использованием программы улучшения качества.

Обучение хирургов выполнению ультразвуковых исследований является неотъемлемой частью образовательной программы Коллегии американских хирургов. Модульные курсы начинаются с курса основ УЗИ, который теперь доступен на компакт-диске. Углубленные курсы по многим темам, включая модуль «Неотложные состояния/травма», каждый год проводятся на съездах Коллегии и по всей стране. Недавний опрос хирургов, участвующих в этих курсах, показывает, что они имеют огромный успех.105

Опыт в ультразвуковых исследованиях теперь является требуемой частью обучения резидентов по общей хирургии. В недавно опубликованном опросе 95% всех программ резидентуры включают обучение ультрасонографии, либо в дидактической, либо в клинической форме.

В академических и общественных программах изучаются FAST, обзорное ультразвуковое исследование живота и молочных желез. Академические центры дополнительно сообщают о значительном опыте резидентов в ЭВУЗ, лапароскопическом, эндоскопическом УЗИ. Эти данные показывают, что УЗИ все больше и больше включается в программы обучения по хирургии.

По мере эволюции роли общего хирурга, использование хирургом УЗИ, несомненно, будет влиять на клиническую практику, особенно при оценке пациентов в экстренных ситуациях. Используя интерактивность исследования, хирург получает «немедленную» информацию, дополняющую физикальное исследования, что облегчает дифференциальную диагностику.

Достоинства УЗИ легко видны в каждом из следующих клинических сценариев. Как неинвазивный метод, УЗИ может использоваться для обследования беременных женщин с травмой с одновременным определением частоты сердечных сокращений плода. У пациента с множественными переломами, находящегося на вытяжении, портативным аппаратом у постели больного можно выполнить FAST, не перемещая пациента.

Если возникает гипотензия или неожиданное падение гематокрита, то ультразвуковое исследование можно легко повторить для исключения гемоперитонеума. Когда в отделение неотложной помощи одновременно поступает несколько пациентов с проникающими торако-абдоминальными ранениями, быстрое выполнение FAST позволяет за секунды выявить выпот в перикарде, массивный гемоторакс или гемоперитонеум. Эта информация помогает хирургу расставить приоритеты использования ресурсов и сортировать пациентов.

Наконец, УЗИ может быть полезно для первичной оценки травмированного ребенка. Недавнее исследование показало, что ультразвук является эффективным инструментом для скрининга гемоперитоне-ума у детей с гипотензией. Это безболезненное неинвазив-ное исследование хорошо переносится детьми, потому что оно выполняется у постели и не пугает.

По мере того, как хирурги станут более опытны в ультразвуковой диагностике, ожидается, что сфера УЗИ расширится, еще более увеличив ценность этого метода для оценки пациентов в острых ситуациях.

- Рекомендуем далее ознакомиться со статьей "Риск анестезии в травматологии. Динамика смертности"

Оглавление темы "УЗИ у пациентов с травмой":
  1. Ультразвуковое исследование (УЗИ) в космосе. Возможности и значение
  2. Применение УЗИ хирургами. Возможности, достоверность
  3. УЗИ диагностика инфекций мягких тканей - инфильтратов. Техника, достоверность
  4. УЗИ плевральной, брюшной полости на свободную жидкость. Техника, достоверность
  5. УЗИ при катетеризации центральной вены. Техника, достоверность
  6. УЗИ тромбоза глубоких вен. Техника, достоверность
  7. УЗИ установки фильтра в нижнюю полую вену. Техника, достоверность
  8. Обучение хирургов УЗИ. Программы, эффективность
  9. Риск анестезии в травматологии. Динамика смертности
  10. Анестезиологический осмотр пациента с травмой. Первичная оценка

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: