Принципы беседы с родителями новорожденного ребенка

В зависимости от состояния здоровья новорождённого, реакции и поведение родителей сильно различаются. Задачей педиатра является донесение до родителей необходимой информации, касающейся состояния их ребёнка и ухода за ним.

Психологическая связь между ребёнком и родителями

1. Здоровый доношенный ребёнок:
a. Психологическая связь родителей и новорождённого закладывается во время беременности, усиливается при появлении движений плода. Часто в это время у родителей создаётся мысленный облик будущего ребёнка.
b. Испытываемые матерью во время родов ощущения лежат в основе формирования у неё инстинкта заботы о новорождённом. Сильное воздействие на формирование психологической связи между новорождённым и родителями оказывают страдания матери во время родов и осложнения в родах.
c. Формирование психологической связи может насчитывать часы и дни. Даже если в родах не наблюдается её наличия, в ближайшее время развивается материнский инстинкт, обеспечивающий прочную связь матери и новорождённого.

2. Больной ребёнок и родители:
a. Современная медицина способна выхаживать значительно ослабленных и недоношенных детей. Но слабость и хрупкость ребёнка, присутствие большого количества медицинской аппаратуры, длительный срок госпитализации значительно усложняют формирование психологической связи новорождённого с родителями.
b. Интенсивная терапия слабых и недоношенных детей часто предусматривает их отделение от матерей, вследствие чего нарушается нормальный процесс формирования психологической связи между ними. В результате относительно часты случаи отказа родителей от новорождённых, подвергшихся интенсивной терапии.

Оптимальное решение проблемы отсутствует, но очевидно, что необходимо минимизировать физическое отделение ребёнка от матери:
(1) После родов мать следует транспортировать в центр интенсивной терапии новорождённых.
(2) При переводе ребёнка в другую клинику необходимо оповещать родителей, по возможности допускать присутствие отца, обеспечить его полной информацией о состоянии ребёнка, передать фотографии и т.д.
(3) Посещения должны быть разрешены все 24 часа в сутки.
(4) Необходимо максимально облегчить общение родителей с медицинским персоналом.
(5) При невозможности личных контактов между собой родители должны иметь хотя бы возможность телефонных разговоров.
(6) Общение персонала с родителями должно быть доброжелательным, родители должны получать полную и своевременную информацию о состоянии их ребёнка.
(7) Информация для родителей должна быть правдивой, но в то же время оптимистичной.
(8) По возможности необходимо допускать родителей к уходу за ребёнком. Кроме пользы им и ребёнку, это часто полезно и для медицинского персонала.
(9) О выписке родители должны быть уведомлены заранее. Необходимо предусмотреть возможность круглосуточного нахождения матери с ребёнком в течение последних нескольких суток. Это предотвратит проблемы по их взаимодействию после выписки. Необходимо довести до родителей полную информацию о ребёнке и его состоянии, особенностях ухода за ним и т.д.

Ребёнок с пороками развития

:

Рождение такого ребёнка — трагедия для родителей и масса проблем для медицинского персонала. При этом последний должен обеспечить всевозможную поддержку и помощь родителям в течение всего периода контактов с ними.
1. Стадии реакции родителей. Сознание родителей при рождении ребёнка с пороками обычно проходит через четыре стадии, обусловленные сначала потерей ожидания здорового ребёнка и кончая привыканием к текущему состоянию вещей.
a. Шок
b. Отрицание реальности факта
c. Ужас и озлобление
d. Привыкание

2. Поддержка медицинского персонала помогает родителям пережить трагический период привыкания к неизбежному.
a. Родители должны проводить как можно больше времени с ребёнком.
b. Родители должны как можно скорее увидеть ребёнка, поскольку мысленный образ аномалии обычно гораздо страшнее действительности.
c. Родители должны иметь правдивую информацию о состоянии ребёнка и перспективах его развития.
d. Поддержка родителей должна осуществляться на всех стадиях.
e. Перед выпиской родители должны получить полную информацию об уходе за ребёнком и возможностях его дальнейшего развития.

Пороки развития ребенка

Умирающий ребёнок

1. Реакция родителей:
a. Горе при потере новорождённого велико. Часто ребёнок воспринимается ими как часть одного из них (особенно матери). Поэтому поведение родителей включает как проявления классического поведения в горестных ситуациях, так и особенные ощущения, подобные таковым, например, после ампутации конечности. Реакция родителей включает озлобленность, вину, ярость, беспомощность и ужас.
b. Потеря ребёнка часто сопровождается расстройствами отношений между его родителями.

2. Поддержка медицинского персонала наилучшим образом выражается в следующем:
a. Родители должны быть предупреждены о возможной или ожидаемой смерти ребёнка.
b. При сообщении о смерти ребёнка оба родителя должны быть вместе.
c. Родителям должно быть разрешено по их желанию быть рядом с ребёнком до и после его смерти.
d. Перед обсуждением вопроса об аутопсии и похоронных приготовлениях родителям должно быть дано время для выражения своего горя.
e. Родителям требуется поддержка в течение 3-4 месяцев после смерти ребёнка. Она может выражаться, например, в виде визитов врача.
f. Результаты аутопсии должны быть своевременно представлены родителям и обсуждены с ними.

Врождённые пороки и нежизнеспособность новорождённого

За последние 25 лет стало возможным раннее выявление многих аномалий. Главная проблема здесь заключается в том, что информация выдаётся «бездушными» приборами, а действия врача в таких ситуациях могут быть весьма радикальны. Поэтому необходимо учитывать нижеприведённые особенности:
1. Родители должны быть привлечены к процессу принятия решения. При этом врач выдаёт им полную информацию в доступной форме и обсуждает с ними проблему жизни и смерти их ребёнка.
2. В случае неопределённости в прогнозировании жизнеспособности ребёнка, жизнь его должна поддерживаться до точного выяснения его состояния.
3. В любой клинике должна существовать группа специалистов для помощи врачу в неопределённых случаях, при конфликтах с родителями или при их некомпетентности и невозможности участия в обсуждении дальнейших действий.
4. Решение о прекращении медикаментозной или аппаратной поддержки новорождённого принимается только в том случае, если терапия лишь отдаляет его смерть.

Прибавка массы тела у недоношенных детей

- Читать далее "Принципы реанимации детей - оживления"

Оглавление темы "Проблемы неонатологии":
  1. Принципы беседы с родителями новорожденного ребенка
  2. Принципы реанимации детей - оживления
  3. Нарушение ритма сердца у ребенка - диагностика, лечение
  4. Нарушения оксигенации и вентиляции у детей - причины, диагностика
  5. Методы поддержания дыхания у детей
  6. Интенсивная терапия при сердечно-сосудистой недостаточности у детей
  7. Наследственные болезни и пороки развития у детей - причины, распространенность
  8. Что такое дисморфия, синдром, дисплазия?
  9. Медико-генетическое консультирование семей - задачи, принципы
  10. Пренатальная диагностика врожденных пороков - задачи, принципы

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: