Неспособность ребенка к обучению - причины, диагностика, лечение

Определение неспособности ребенка к обучению:
a. Национальный комитет по детям с задержкой развития полагает, что дети со специфической неспособностью к обучению имеют нарушение одного и более из основных психологических процессов, обеспечивающих устную и письменную речь, что проявляется в нарушениях слушания, мышления, речи, письма, орфографии или арифметического счёта.
Сюда не включены проблемы обучения, непосредственно связанные с нарушениями зрения, слуха, моторики, задержкой психического развития, эмоциональными нарушениями или неблагоприятными воздействиями внешней среды.

b. Определение основывается на признанном расхождении между успеваемостью ребёнка в школе и его потенциалом и считается вторичным по отношению к минимальной церебральной дисфункции и крайнему варианту нормы.

c. Нарушения иногда описывают предметно (например, дислексия при затруднении чтения, дискалькулия при неуспеваемости по математике).

d. Нарушения выявляют у 1-10% детей школьного возраста.

Этиология неспособности ребенка к обучению

Не существует общепризнанной специфической причины неспособности к обучению. Скорее всего, будет идентифицировано несколько подгрупп детей со специфической неспособностью к обучению. В настоящее время предполагают следующие причины: органические изменения ЦНС, индивидуальные варианты развития, токсины, диета и другие факторы внешней среды.

Диагностика неспособности ребенка к обучению

a. Анамнез должен включать следующие элементы:
(1) Течение и осложнения перинатального периода
(2) Перенесённые заболевания (например, персистирующий средний отит, судороги)
(3) Этапы развития в раннем детском возрасте с акцентом на речевое развитие (при неспособности к обучению наблюдаются сбои общего развития)
(4) Сведения о других членах семьи с трудностями в обучении
(5) Сведения о школе, где учится ребёнок

b. Физикальное обследование, как правило, не выявляет патологических изменений.
(1) Особое внимание уделяют поиску микроневрологической симптоматики (мягкие знаки). Они чаще встречаются у детей с трудностями в обучении, чем в контрольной группе (например, синкинезии [зеркальные движения], адиадохокинез [затруднения чередования противоположно направленных движений], хорееподобные движения пальцев). Значение симптомов не определено.
[Все перечисленные симптомы свидетельствуют о нарушении координации, чаще мозжечкового происхождения.]

(2) Необходимо провести исследование зрения и слуха.
c. Лабораторные исследования не проводят при отсутствии показаний.
d. Психологическое исследование включает комплекс тестов оценки уровня интеллекта (например, IQ) и специальные тесты на проверку знаний и способностей к обучению, выявляющие сильные и слабые стороны ребёнка. Эти тесты обычно проводят сотрудники государственных школ, уполномоченные тестировать детей в соответствии с федеральным общественным законом 94-142. Результаты тестирования служат основой для составления специальной программы обучения.

Лечение неспособности ребенка к обучению

Для детей с проблемами в обучении предложено много нетрадиционных методов терапии. К настоящему времени не доказана эффективность ни одного из этих методов.

a. Образовательные методы — основа терапии умственно отсталых детей. Как правило, это модификация обычных требований к ребёнку во время урока или различные градации специального обучения, варьирующие от особой программы обучения в обычном классе до обучения в специальном классе. Образовательные программы индивидуальны.

b. Психологическое консультирование показано для детей, не способных к обучению, страдающих заниженной самооценкой и которым не помогла специальная образовательная программа.
У детей с неспособностью к обучению может развиваться фобия к школе и стремление избегать занятия, что и должно стать предметом консультирования.

Сроки развития ребенка

- Читать далее "Синдром гиперактивного ребёнка (СГР) - причины, диагностика, лечение"

Оглавление темы "Детские болезни":
  1. Профилактика отравлений у детей
  2. Недостаток веса у детей (гипотрофия) - причина, диагностика, лечение
  3. Ожирение у детей - причины, диагностика, лечение
  4. Энурез у детей - причины, диагностика, лечение
  5. Энкопрез у детей - причины, диагностика, лечение
  6. Неспособность ребенка к обучению - причины, диагностика, лечение
  7. Синдром гиперактивного ребёнка (СГР) - причины, диагностика, лечение
  8. Школьная фобия (боязнь школы ребенком) - причины, диагностика, лечение
  9. Аутизм - причины, диагностика, лечение
  10. Задержка психического развития ребенка - причины, диагностика

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: