Наблюдение за ребенком врачом - цели и задачи

А. Составные элементы. Сроки физического, эмоционального и познавательного развития ребёнка см. на рисунке. Динамическое наблюдение в отечественной практике проводят: на первом году — ежемесячно, на втором — 1 раз в 3 месяца, до шести лет — 2 раза в году, после шести лет — ежегодно.

1. Анамнез. Первичный анамнез собирают при первом же посещении. В дальнейшем его дополняют новыми данными, получаемыми при каждом следующем визите к врачу. Родителям рекомендуют обсуждать все вопросы, связанные со здоровьем и воспитанием ребёнка.

2. Инструктаж. Консультации педиатров при наблюдении за развитием ребёнка (например, по вопросам детского питания, соблюдения правил безопасности и предупреждения травм, поведения и развития ребёнка, взаимоотношения детей с родителями и др.).
Консультации помогают родителям быть готовыми к естественным при развитии ребёнка отклонениям в его поведении и тем самым избежать напрасных тревог и беспокойств.

3. Физикальное исследование. Во время каждого посещения следует выполнить полное объективное обследование ребёнка. В зависимости от возраста разным органам и системам уделяют повышенное внимание. Например, у новорождённого особенно важно исключить врождённые пороки (ВП), а у подростков — провести оценку физического и полового развития и возможности развития сколиоза.
Пристальное внимание необходимо уделить осмотру мест наиболее частой локализации опухолей — лимфатическая система, поясничная область (опухоль Вильмса), крестцово-копчиковая область, живот и т.д.

4. Наблюдение за развитием ребёнка проводят при каждом посещении.
a. При обследовании ребёнка необходимо обратить внимание на:
(1) Опрос родителей с выяснением волнующих их вопросов
(2) Тщательное объективное обследование ребёнка и регистрацию всей информации о нём
(3) Оформление качественной истории развития ребёнка

b. Методы, используемые педиатром при наблюдении:
(1) Предъявление ребёнку несложных задач, соответствующих его возрасту
(2) Специальные средства (например, денверский тест для определения степени развития, проективный тест рисование человечка, экспериментальная шкала изучения подготовленности дошкольников [типа теста Вёкслера].
(a) При интерпретации результатов следует учитывать присущие тестам недостатки. Необходимо сопоставлять полученные данные с мнением и высказываниями родителей ребёнка, воспитателей дошкольных учреждений, патронажных сестёр.
(b) Тесты для оценки степени развития детей не следует отождествлять с определением показателя умственных способностей (например, IQ) или рассматривать как фактор прогнозирования способностей ребёнка. Скринирование лишь позволяет выделить группу детей с повышенным риском возникновения отклонений от нормального развития и подтвердить подозрения на отставание в развитии.
(c) Выявление отстающих в развитии не должно основываться лишь на выяснении основных этапов развития ребёнка, его двигательной активности, общей оценке речевой функции, интеллектуального развития и поведения.

Сроки развития ребенка

5. Исследования
а. Измерения. Результаты всех проводимых измерений следует отразить в истории развития ребёнка.
(1) Рост (длина тела у грудного ребёнка) должен измеряться при каждом посещении.
(2) Окружность головы измеряют в течение первого года жизни при каждом посещении.
(3) Артериальное давление рекомендуется измерять у детей 3 лет и старше.

b. Оценка показателей метаболической активности организма
(1) Контроль за показателями метаболизма — составная часть общей программы обследования ребёнка.
(2) Затраты на проведение такого обследования значительно уменьшаются, если используемая программа охватывает диагностику сразу нескольких заболеваний (например, массовые обследования всех детей для исключения ФКУ и гипотиреоза).

c. Оценка состояния органов чувств детей грудного и раннего возраста проводится врачом на субъективной основе. Для объективной оценки зрения и слуха у дошкольников можно воспользоваться стандартными тестами.

d. Лабораторные анализы выполняют избирательно. Частоту проведения общего и бактериологического анализа мочи, анализа крови с оценкой НЬ и Ht, а также тестов, позволяющих обнаружить признаки отравления свинцом, серповидно-клеточную анемию и туберкулёз, устанавливают индивидуально. В отечественной практике реакцию Манту проводят ежегодно всем здоровым детям, начиная с 1 года.

e. Прививки. В настоящее время дети подвергаются стандартной иммунизации против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, кори, эпидемического паротита, краснухи и инфекции Haemophilus influenzae типа b (ВГИ) [в отечественной практике вакцинация детей против краснухи и инфекции Haemophilus influenzae типа b не проводится].
Предполагается введение в календарь прививок иммунизации против вирусного гепатита В и ветряной оспы. Прочие вакцины (например, пневмококковая или противогриппозная) используют в группах детей с повышенным риском.

(1) Факторы, определяющие необходимость вакцинации:
(a) Угроза конкретного инфекционного заболевания у ребёнка
(b) Формирование иммунитета к возбудителям инфекционных заболеваний у вакцинированного ребёнка и — на основе этого — иммунных («надёжно защищенных») групп населения
(c) Эффективность, безопасность, дешевизна и доступность вакцины
(d) Отсутствие альтернатив для профилактики данного инфекционного заболевания
(e) Необходимость предупреждения заболевания у детей с повышенной чувствительностью к инфекциям

(2) Виды вакцин:
(a) Бактериальные вакцины:
(I) Убитые цельные микроорганизмы (например, для иммунизации против коклюша) либо штаммы с пониженной вирулентностью (например, БЦЖ)
(II) Анатоксины (например, столбнячный и дифтерийный) (Ш) Составные части микроорганизмов (например, пневмококковая полисахаридная вакцина и конъюгированная вакцина, для усиления иммуногенности которых полисахарид или олигосахарид капсулы ковалентно «сшит» с белком-носителем)

(b) Вирусные вакцины:
(I) Живые ослабленные штаммы (например, вакцина против полиомиелита, кори, эпидемического паротита и краснухи)
(II) Убитые вирусы (например, вакцина против гриппа)
(III) Созданные методами генной инженерии (например, рекомбинантный Аг гепатита В)

(3) Рекомендации по сочетанному применению вакцин и срокам вакцинации даются эмпирически:
(a) Сочетание иммуногенов может быть рекомендовано для широкого применения, если доказана их эффективность и безопасность. Должен развиваться адекватный иммунный ответ на каждый из Аг и отсутствовать усиление проявления побочных эффектов каждой из применённых вакцин
(b) Сроки вакцинации зависят от вида вакцины:
(I) Живые вирусные вакцины следует вводить с интервалами не менее 1 месяца.
(II) При иммунизации инактивированной (например, дифтерийного и столбнячного анатоксина с вакциной против коклюша) вакциной и какой-либо живой вирусной вакциной рекомендуют интервал времени не менее 2 (а ещё лучше 4) недель.

(4) График прививок
(5) Побочные реакции и противопоказания В. Рекомендуемый график посещения поликлиники

- Читать далее "Первое посещение поликлиники новорожденным - цели и задачи"

Оглавление темы "Общая педиатрия":
  1. Цели и задачи педиатрии
  2. Наблюдение за ребенком врачом - цели и задачи
  3. Первое посещение поликлиники новорожденным - цели и задачи
  4. Инструктаж молодой мамы по уходу за новорожденным ребенком
  5. Объективное обследование новорожденного ребенка
  6. Исследования и медицинские вмешательства у новорожденного ребенка
  7. Проблемы и болезни у новорожденного ребенка
  8. Инструктаж родителей ребенка старше 1 месяца до 6 месяцев
  9. Обследование ребенка старше 1 месяца до 6 месяцев
  10. Оценка развития ребенка старше 1 месяца до 6 месяцев

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: