Инструктаж молодой мамы по уходу за новорожденным ребенком

Динамическое наблюдение, принятое в отечественной практике:
1 патронаж — на 1-2 день после выписки из родильного дома;
2 патронаж — через день после первого;
3 патронаж — на 14-й день жизни ребёнка;

Первое посещение поликлиники — 1-й месяц жизни.

Принятое в отечественной практике деление на периоды детства:
ранний неонатальный — от рождения до 7-го дня жизни;
поздний неонатальный — с 8-го по 28-й дни жизни;
раннего детского возраста — с 29-го дня до 3 лет;
дошкольный — от 3 до 6 лет;
младший школьный возраст — от 6 до 11 лет;
старший школьный возраст (подростковый) — от 11 до 14 лет.

Сроки развития ребенка

A. Анамнез. Важны следующие сведения о матери: предшествующие роды, возраст, группа и резус-принадлежность крови, а также продолжительность беременности, длительность родов, сроки разрыва плодных оболочек, кровянистые выделения из влагалища, оценка состояния новорождённого по шкале Апгар и характер реанимационных мероприятий, если они выполнялись.

B. Инструктаж. Вопросы о послеродовом периоде, подлежащие обсуждению с родителями:
1. Физический статус. Во время послеродового периода забота о здоровье малыша является вопросом первоочередной важности для родителей.
2. Общий уход подразумевает купание ребёнка, пеленание, уход за кожей и за пупочной ранкой

3. Кормление:
a. Грудное вскармливание облегчается в случае пребывания новорождённого в одной палате с матерью, что позволяет кормить младенца по его требованию (каждые 2-4 часа). Детям, находящимся на грудном вскармливании, не рекомендуется дополнять питание искусственными смесями и водой (в отечественной практике воду дают дополнительно к грудному молоку). Медицинский персонал обязан постоянно инструктировать кормящую мать.
b. Готовые питательные смеси для грудных детей — адекватные заменители материнского молока. Большинство новорождённых хорошо переносит лактозу, содержащуюся в смесях, изготовленных на основе коровьего молока. В тех случаях, когда ребёнок не переносит лактозу или белки коровьего молока, для питания используют смеси, содержащие другие углеводы (например, сахарозу, мальтозу, декстрозу, декстраны) или белки (например, соевый или гидролизат казеина).

4. Безопасность и профилактика травматизма:
a. Безопасная детская кровать. Прутья в кроватке должны отстоять друг от друга не далее чем на 6 см.
Для предупреждения ушибов головы и удушения матрасом следует использовать в кроватке специальные буферы. Из этих же соображений над кроваткой не должны висеть такие предметы, как соска, вращающиеся игрушки.
b. Водяной подогреватель нужно устанавливать на температуре не выше 49 °С, что позволяет избежать случайных ожогов.
c. Для транспортировки ребёнка в автомобиле следует пользоваться специальным детским сиденьем.

5. Физиологические отправления. Частота стула и мочеиспускания у грудных детей колеблется в широких пределах.
Шестикратное мочеиспускание в течение суток — признак адекватного поступления в организм жидкости. Стул может быть частым (после каждого кормления) или довольно редким (вплоть до 1 раза каждые 4-5 дней). [У грудных детей дефекация происходит рефлекторно, в первые две недели жизни — до 3-6 раз в сутки, к концу первого года жизни снижается до 1-3 раз в сутки].

Задержка стула более 2 дней требует дополнительного обследования ребёнка. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, имеют склонность к частому жидковатому стулу с примесью створоженного молока. В первые 24-48 часов жизни у новорождённого отделяется меконий — густая, вязкая масса, тёмно-оливкового цвета, без запаха, объёмом 60-200 г. После 3-го дня наблюдается переходный стул, а с 5-го дня начинается выделение обычных испражнений.

При естественном вскармливании каловые массы золотисто-жёлтого цвета, консистенции жидкой сметаны. Число дефекаций в первом полугодии жизни достигает 5-6 в день. Во втором полугодии — 2-3 раза в день. У новорождённых, находящихся на искусственном вскармливании, каловые массы замазкоподобной консистенции. Число испражнений в первом полугодии жизни — 3-4 раза, во втором — 1-2 раза в день.

6. Вопросы, связанные с развитием ребёнка:
a. Психическая структура личности ребёнка. Нормальная изменчивость поведения ребёнка отчётливо просматривается по частым изменениям его сознания. Новорождённый обладает способностью противостоять неблагоприятному воздействию новой обстановки и избирательно реагировать на определённые стимулы.
b. Синхронность. С самого начала между родителями и ребёнком устанавливается взаимопонимание при помощи конкретных сигналов.
c. Привязанность как уникальная форма взаимоотношений матери и ребёнка формируется с рождения.
d. Темперамент. Индивидуальные особенности поведения ребёнка видны с первых дней жизни.

Мероприятия по наблюдению за ребенком

- Читать далее "Объективное обследование новорожденного ребенка"

Оглавление темы "Общая педиатрия":
  1. Цели и задачи педиатрии
  2. Наблюдение за ребенком врачом - цели и задачи
  3. Первое посещение поликлиники новорожденным - цели и задачи
  4. Инструктаж молодой мамы по уходу за новорожденным ребенком
  5. Объективное обследование новорожденного ребенка
  6. Исследования и медицинские вмешательства у новорожденного ребенка
  7. Проблемы и болезни у новорожденного ребенка
  8. Инструктаж родителей ребенка старше 1 месяца до 6 месяцев
  9. Обследование ребенка старше 1 месяца до 6 месяцев
  10. Оценка развития ребенка старше 1 месяца до 6 месяцев

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: