Жалобы на боли у детей не связанные с заболеваниями - причины, диагностика, лечение

Рекуррентные боли часты у детей. В этой статье рассматриваются боли, не обусловленные органическими заболеваниями, — синдром рекуррентной абдоминальной боли, «психогенная» головная боль и боли в конечностях («боли роста»). Приступы боли — при отсутствии органической патологии — возникают, по крайней мере, один раз за трёхмесячный период; в период между приступами ребёнок здоров.

Частота. Рекуррентная абдоминальная боль выявляется у 10-15% детей школьного возраста, пик приходится на девятилетний возраст. «Боли роста» — у 15% детей школьного возраста, пик встречаемости — 11-летний возраст. Головная боль — у 15-20% детей школьного возраста (пик встречаемости — 12 лет).

Этиология болей у детей, не связанных с заболеваниями

Боли чисто органической или эмоциональной этиологии составляют небольшую долю рекуррентных болей. Вместо ранее использовавшегося деления рекуррентной боли на органическую и психогенную сейчас применяют категорию — «функциональная боль»; эта боль не является следствием ни патопсихологии, ни очевидной психопатологии, а обусловлена лёгкими индивидуальными особенностями, создающими у ребёнка предрасположенность к боли, возникающей и усиливающейся при стрессе.

Например, у детей с рекуррентной абдоминальной болью может быть удлинено время констипации (замедленное, затруднённое или регулярное, но неполное опорожнение кишечника), что приводит к запорам, непереносимости лактозы или повышенной активности вегетативной нервной системы. Дифференциальный диагноз при рекуррентных болях:

1. Функциональная абдоминальная боль:
a. Мочеполовые нарушения (например, повторные инфекции, обструкция мочевыводящих путей, вульвовагинит)
b. Желудочно-кишечные нарушения (например, воспалительные заболевания кишечника, язвенная болезнь, гепатит)
c. Психологические причины (например, конверсивные реакции, соматоформные нарушения)
d. Другие нарушения, включая порфирию и травмы

2. Функциональная головная боль:
а. Общесоматические причины (например, инфекция, повышенное АД)
b. Неврологические причины {например, мигрень, повышенное внутричерепное давление)
c. Сосудистые аномалии
d. Психологические причины

3. Боль в конечностях (т.н. боли роста):
a. Ортопедические нарушения (болезнь Осгуда-Шлаттера, болезнь Легга-Кальве-Пертеса, травма)
b. Коллагеновые сосудистые заболевания
c. Инфекции
d. Новообразования

Частота симптомов мигрени у детей

Диагностика болей у детей, не связанных с заболеваниями

1. Анамнез должен включать следующие элементы:
a. Характеристики боли: начало, частота, длительность, сочетанные симптомы. Длительная боль, локализованная боль; боль, от которой ребёнок просыпается; боль, сочетающаяся с другими симптомами (например, рвотой, лихорадкой, изменением цвета стула), указывающими на органическое заболевание.
b. Поиск психопатологических черт (как у ребёнка, так и у родителей). Следует идентифицировать семейные стрессовые факторы. Важно выяснить, имеют ли другие члены семьи похожие симптомы.

2. Физикальное обследование. Необходимо исключить органическую патологию, объясняющую имеющиеся симптомы. Нормальный рост и развитие редко сочетаются с хроническим органическим заболеванием.
a. Рекуррентная абдоминальная боль. Локализованная в пупочной области боль с большой вероятностью имеет органическую природу. Ректальное обследование обязательно.
b. Головная боль. Чем более локализована боль, тем меньше вероятность её «психогенной» природы. Необходимо измерить АД, провести тщательное исследование глазного дна и полей зрения.
с. Боль в конечностях. Чем более локализована боль, тем меньше вероятность, что это боль роста. Осмотр беспокоящей конечности должен быть направлен на выявление атрофии, припухлости, мышечной слабости, выпота в суставную сумку. 3. Лабораторные исследования. Полный анализ крови, анализ мочи. Дальнейшие исследования проводят при показаниях, следующих из анамнеза и результатов физикального обследования.

Лечение болей у детей, не связанных с заболеваниями

1. Если выявлено органическое заболевание, то проводят соответствующее лечение.
2. Если имеются чёткие указания обусловленности симптоматики психологическими факторами, врач должен обеспечить соответствующую консультацию или направить ребёнка в психиатрическую клинику.

3. Часто не обнаруживают ни органических, ни психологических факторов, ответственных за боль. Если дело обстоит именно таким образом, а характеристика боли подходит под определение функциональной боли, то этот тип боли необходимо объяснить семье. Долговременный прогноз при рекуррентной боли детского возраста благоприятный. Ни в коем случае не следует проявлять невнимание к ребёнку, отождествив эту патологию с симуляцией или аггравацией.
a. При боли функционального генеза необходимо поощрять нормальную активность, нельзя позволить боли ограничить активность ребёнка.
b. Родители и ребёнок должны вести дневник симптомов, куда заносят детальную информацию о болевых эпизодах. Полезны частые визиты к врачу для просмотра и анализа дневника.
с. Необходимо предложить симптоматическую противоболевую терапию. Лёгкие анальгетики (например, парацетамол) при болях, изменения диеты, физические упражнения и снятие возможных стрессов могут дать положительный результат.

- Читать далее "Депрессия у детей - причины, диагностика, лечение"

Оглавление темы "Болезни детей":
  1. Нарушение слуха у ребенка - причины, диагностика, лечение
  2. Нарушение зрения у детей - причины, диагностика, лечение
  3. Жалобы на боли у детей не связанные с заболеваниями - причины, диагностика, лечение
  4. Депрессия у детей - причины, диагностика, лечение
  5. Шизофрения у детей - причины, диагностика, лечение
  6. Жестокое обращение ребенком - причины, диагностика, лечение
  7. Цели и задачи медицины подросткового возраста
  8. Сбор анамнеза у подростка. Принципы беседы
  9. Определение телосложения (конституции) - характеристика
  10. Внешний объективный осмотр подростков - принципы

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: