Объективная аудиометрия. Исследование слуха кожно-гальваническим рефлексом

В основе объективной аудиометрии лежит использование возникающих в ответ на звуковое раздражение реакций центральной нервной системы для суждения о наличии и степени восприятия того или иного звука. Безусловные рефлекторные реакции, вызываемые звуковыми раздражителями, ауропальпебральный (мигательный) рефлекс В. М. Бехтерева, ауропупиллярный (улитково-зрачковый) рефлекс Н. Л. Шурыгина были описаны и применены в клинике более 50 лет назад.

По наблюдениям старых авторов, эти рефлексы появляются на звуки, значительно превышающие порог, непостоянны и поэтому не могут быть использованы для количественного исследования слуховой функции. Однако в результате усовершенствования методики исследования этих рефлексов выявилась, по новейшим данным, возможность применения их для объективного исследования слуха.
Фотоэлектрическая регистрация мигательного рефлекса, разработанная Р. А. Авакяном, позволяет определить скрытый период, амплитуду и длительность рефлекса.

Для объективного исследования слуха нашли применение сосудодвигательная реакция (плетизмографическая запись) и кожно-гальваническая реакция на звуковое раздражение.
Объективное исследование, слуха с помощью кожно-галь-ванического рефлекса, по-видимому, получило всеобщее признание.

аудиометрия

Кожно-гальванический рефлекс при слуховых раздражениях является вегетативным компонентом ориентировочной реакции, и он быстро угасает при повторных раздражениях. Как Хя.рди и Бордли (Hardy и Bordley), так и Г. В. Гершуни для ликвидации крупного недочета — быстрого угасания реакции при повторных раздражениях — сочетали во времени звуковые раздражения с болевым электрокожным раздражителем, вызывающим кожпо-гальванический рефлекс. После небольшого числа сочетаний вырабатывался условный рефлекс на звуковые раздражения, т. е. уже один звук вызывал кожно-гальваническую реакцию.
Объективные аудиометрические данные, полученные этим методом, почти полностью совпадали с субъективными данными по словесным ответам.

Методика регистрации кожно-гальванического рефлекса с успехом используется для исследования слуха как у маленьких детей, начиная с 6—7 месяцев, так и у детей более старшего возраста.

Объективное исследование функции слуха наиболее успешно может быть проведено путем использования условнорефлскторных реакций. Этот метод был нами совместно с физиологом И. Л. Губарь усовершенствован.

Большое значение имеет объективная аудиомстрия для установления наличия слуха у детей в раннем возрасте и определения остроты слуха у детей более старшего возраста. Изменения остроты слуха по мере развития ребенка еще недостаточно изучены, хотя имеется ряд отечественных и зарубежных исследований, посвященных изучению этого вопроса. В основе развития речи — второй сигнальной системы — лежит условпорефлекторная деятельность — образование все новых и новых условнорефлекторных связей. Начиная с 3 лет, возможно исследовать остроту слуха на тоны и речь и выявить разницу между порогами слышимости тонов и речи. В основе речевой и тональной аудиометрии в этом возрасте лежит применение условнорефлекторной методики исследования.

Предложен ряд способов исследования слуха у маленьких детей при помощи условных рефлексов. Дике и Голлпайк (Dix и Hollpike) ввели в практику метод, получивший довольно широкое распространение. Ребенка подводят к ящику с окошечком, рядом находится громкоговоритель и кнопка. Ребенку объясняют: как только он услышит звук, необходимо нажать кнопку и при этом в окошечке появится интересная картинка. Первоначально очень громкие звуки быстро сменяются все менее интенсивными, пока ребенок не перестает реагировать на них. Исследование можно провести в течение 10—15 минут.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Нарушения слуха":
  1. Нарушения слуха после огнестрельного ранения. Ранения уха
  2. Электротравма органа слуха. Нарушение слуха после поражения током
  3. Нарушение слуха при алиментарной дистрофии (голодании). Врожденная глухота
  4. Корь как причина врожденной глухоты. Лекарственные и бытовые причины нарушения слуха
  5. Диагностика тугоухости и ее проблемы
  6. Исследование слуха камертонами. Тональная аудиометрия
  7. Преимущества и недостатки аудиометрии. Речевая аудиометрия
  8. Методика речевой аудиометрии. Оценка слуха словами, предложениями
  9. Сопоставление данных тональной и речевой аудиометрии. Факторы влияющие на распознавание речи
  10. Объективная аудиометрия. Исследование слуха кожно-гальваническим рефлексом

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: