Сопоставление данных тональной и речевой аудиометрии. Факторы влияющие на распознавание речи

Для диагностики, как увидим ниже, имеет большое значение сопоставление данных тональной и речевой аудиометрии. По данным О. В. Соловей, пороги слышимости при речевой аудиометрии превышают тональный порог в области частот 500, 1000 и 2000 колебаний в секунду на 9—12 дб. При равномерно нарушенном слухе на тоны отношения между речевыми и тональными порогами, по этому автору, остаются теми же, что и в норме.
При неравномерно нарушенном слухе нормальные взаимоотношения сохраняются между речевыми порогами и лучшими тональными порогами в области речевых частот.

Приведенные утверждения, по-видимому, объясняются тем, что под наблюдением автора не было разнообразных клинических форм поражения слуховой функции. В клинике же хорошо известны значительные расхождения между восприятием речи и чистых тонов; на этом положении мы остановимся подробно ниже.

Интересные данные о тональных и речевых порогах у детей с нормальным слухом и тугоухих представлены А. Д. Коган, К. П. Покрываловой и другими авторами. По А. Д. Коган, у детей 6,5—9,5 лет тональные пороги выше, чем у взрослых, на 1—8 дб на разных частотах; речевые же пороги— на 12—15 дб. У детей 10,5—12 лет пороги понимания слов превышают уровень порогов взрослых лишь на 4—7 дб. Более высокие пороги слуха на тоны и речь у детей младшего возраста и расхождение остроты слуха на тоны и слова автор объясняет более низкой возбудимостью и работоспособностью корковых клеток и недостаточной отработанностью сложных процессов анализа и синтеза.
Соотношения между остротой слуха на тоны и речь у детей 4—11 лет, страдающих тугоухостью, по К. П. Покрываловой, такие же, как у нормально слышащих детей.

речевая аудиометрия

Однако такие соотношения наблюдаются, очевидно, лишь в тех случаях, когда ребенок, страдающий тугоухостью, не имеет заметных отклонений в речевом развитии. Как показали исследования Л. В. Неймана, тугоухие дети с резкими нарушениями развития речи хуже различают на слух элементы речи (фонемы, слова), чем дети с таким же тональным слухом, но с более развитой речью. Другими словами, при одинаковых тональных аудиограммах речевые аудиограммы у детей, страдающих тугоухостью, могут быть различными В зависимости от уровня речевого развития.

Исследование способности больного различать звуки речи имеет большое значение для клиники. При нарушениях слуха некоторые входящие в речь частоты могут не восприниматься, другие могут восприниматься с искаженной частотой или относительно громче, или тише, что приводит к ухудшению понимания речи.

Разумеется, что понимание речи зависит от особенностей голоса чтеца (дикция, дефекты произношения), связности речи, степени знакомства больного с речевым материалом, его интеллектуального уровня развития, образования, эмоционального и физического состояния и т. д.

Исследование различения речи должно проводиться на оптимальном уровне громкости. В зависимости от применяемого речевого материала этот уровень лежит на 20—60 дб выше порога восприятия речи. Степень различения повседневной разговорной речи в американской литературе предложено считать индексом социальной адекватности слуха. Этот индекс определяется процентом слов, которые могут быть правильно поняты больным при шепотной, разговорной и громкой речи (35, 70 и 85 дб).

Нормально слышащий воспроизводит 100% речевого материала при интенсивности 35 дб. Его индекс равен 100. Индекс социальной адекватности является одним из методов установления профессиональной пригодности. Слух можно считать пригодным для успешной работы в условиях необходимости постоянного речевого общения, если повседневная речь хорошо воспринимается на расстоянии 1 м (приблизительно 45 дб потери слуха). Если необходимо дальнейшее уменьшение расстояния, практическое значение слуха резко падает, а при необходимом расстоянии 10—15 см можно говорить о глухоте.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Нарушения слуха":
  1. Нарушения слуха после огнестрельного ранения. Ранения уха
  2. Электротравма органа слуха. Нарушение слуха после поражения током
  3. Нарушение слуха при алиментарной дистрофии (голодании). Врожденная глухота
  4. Корь как причина врожденной глухоты. Лекарственные и бытовые причины нарушения слуха
  5. Диагностика тугоухости и ее проблемы
  6. Исследование слуха камертонами. Тональная аудиометрия
  7. Преимущества и недостатки аудиометрии. Речевая аудиометрия
  8. Методика речевой аудиометрии. Оценка слуха словами, предложениями
  9. Сопоставление данных тональной и речевой аудиометрии. Факторы влияющие на распознавание речи
  10. Объективная аудиометрия. Исследование слуха кожно-гальваническим рефлексом

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: