Методика речевой аудиометрии. Оценка слуха словами, предложениями

Методика исследования речевым аудиометром заключается в следующем. Обследуемый находится в звуконепроницаемом или звукозаглушенном помещении. Передаваемые ему диктором или со специальной записи на граммофонной пластинке отдельные слова или фразы он воспринимает или в свободном звуковом поле, находясь на некотором расстоянии, примерно 25 см, от динамического громкоговорителя, или при помощи телефонных наушников.

Некоторые авторы предпочитают исследовать с помощью громкоговорителя, так как при применении наушников, по их мнению, возможны колебания интенсивности звука, в зависимости от степени прижатия наушника к уху, его смещения вверх или вниз.

Обследуемый повторяет в микрофон передаваемый ему текст. Исследователь, слыша передаваемый текст и ответы обследуемого, регистрирует последние и, изменяя посредством аттенюатора интенсивность звука, устанавливает ту минимальную громкость речи (пороговую интенсивность), при которой разборчиво воспринимается не менее 2/3 передаваемого текста. Средняя интенсивность разговорной речи равна 50—80 дб, но слушать речь можно и при интенсивности 20—30 дб. При необходимости раздельного исследования каждого уха речь передастся через наушник.

При исследовании живой речью диктор, говоря в микрофон, регулирует интенсивность своего голоса, руководствуясь показаниями вольтметра — индикатора уровня громкости в децибелах. Некоторые авторы предпочитают живую речь, поскольку она обеспечивает большее разнообразие текста, большую гибкость при распределении исследования во времени, устраняет необходимость возобновления пластинок, износ которых влечет за собой снижение разборчивости речи. Кроме того, живая речь способствует лучшему контакту с больным. Использование магнитофона усложняет и значительно удорожает конструкцию аудиометра.
Живая речь имеет преимущества перед звукозаписью, хотя последняя, естественно, гарантирует большее постоянство громкости речи.

нарушение слуха

Существенной разницы между мужским и женским голосом при речевой аудиометрии нет. У людей с нормальным слухом пороги слышимости низкочастотных и высокочастотных слов, произносимых мужским и женским голосом, мало расходятся. В среднем для низкочастотных слов они соответствуют 10—12 дб, а для высокочастотных — 8—10 дб (О. В. Соловей).

Важным является постоянство частотной характеристики речевого материала, применяемого для исследования, при наличии достаточного разнообразия текста. Соответствующие таблицы (списки слов на русском языке) составлены Н. Б. Покровским с сотрудниками. Б. В. Богданов, используя эти таблицы, установил пороги восприятия и степень разборчивости русской речи.

Применение связных предложений и двусложных слов для определения порога слуха на речь дает идентичные результаты. При использовании только односложных изолированных слов отмечается большее понижение слуха. Применение связной речи позволяет дедуктивно восстанавливать недостающие звенья (Лиден). Эран показал, что на том уровне, на котором исследуемый может повторить лишь 50% слов, он воспринимает 80% связной речи.

Важное значение в клинике имеет определение динамического диапазона восприятия речи. При стойкой тугоухости порог неприятных ощущений может либо подниматься, и динамический диапазон речи остается неизменным, либо этот порог остается на нормальном уровне и, таким образом, диапазон соответственно суживается.

Лиден определял в норме и при различных нарушениях слуха благоприятный и неблагоприятный уровень восприятия речи; громкость при первом такова, что обследуемый мог воспринимать речь длительное время, при втором — он может выдержать лишь в течение 1—2 минут. Эти уровни не зависят от характера применяемого речевого материала. У нормально слышащих диапазон воспринимаемых интенсивностей речи составляет больше 60 дб.

Порог неприятных ощущений равен 112 дб. При поражениях звукопроводящего аппарата порог неприятных ощущений повышен на 5—10 дб. Понижение порога наблюдается при прогрессирующем процессе в звуковоспринимающем аппарате, в частности при токсическом (стрептомициновом) неврите.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Нарушения слуха":
  1. Нарушения слуха после огнестрельного ранения. Ранения уха
  2. Электротравма органа слуха. Нарушение слуха после поражения током
  3. Нарушение слуха при алиментарной дистрофии (голодании). Врожденная глухота
  4. Корь как причина врожденной глухоты. Лекарственные и бытовые причины нарушения слуха
  5. Диагностика тугоухости и ее проблемы
  6. Исследование слуха камертонами. Тональная аудиометрия
  7. Преимущества и недостатки аудиометрии. Речевая аудиометрия
  8. Методика речевой аудиометрии. Оценка слуха словами, предложениями
  9. Сопоставление данных тональной и речевой аудиометрии. Факторы влияющие на распознавание речи
  10. Объективная аудиометрия. Исследование слуха кожно-гальваническим рефлексом

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: