Исследование слуха камертонами. Тональная аудиометрия

В современной аудиометрии применяются два метода исследования остроты слуха: тональный и речевой. Тональная аудиометрия производится с помощью набора камертонов или аудиометра, который дает ряд чистых звуков. Количество камертонов, входящих в набор, равно как и звуков аудиометра, варьирует в зависимости от задач, которые ставит перед собой исследователь. При полном клиническом исследовании применяют 8 камертонов (от С32 до С4096) и свисток Гальтона.
Аудиометр дает звуки, начиная от C128 до C8192. При специальных научных исследованиях пользовались непрерывным рядом камертонов Бецольд-Эдсльмана, а теперь пользуются аудиометром с частотами от С64 до C16384.

Ближайшей целью тонального исследования является определение порогов слуха, т. е. минимального количества звуковой энергии, которое вызывает у обследуемого слуховое восприятие. Исследование порогов может производиться, начиная от слабых, неслышимых звуков с постепенным их усилением или, наоборот, от громких, хорошо слышимых с постепенным их ослаблением. Оба эти метода имеют свои достоинства и недостатки. Если исследование начинается со слабых звуков, то часто порог оказывается более высоким; у некоторых больных эта разница бывает весьма значительной.

исследование слуха камертонами

Исследование камертонами начинают с того, что камертон ударом приводят в максимальное колебание. По секундомеру измеряют время, в течение которого ухо воспринимает звучание того или иного камертона. Руководствуясь ими, можно составить кривую, отражающую степень понижения на все камертоны, т. е. слуховой рельеф.

Метод исследования камертонами не лишен недостатков. Таковы: неодинаковая сила удара, приводящего камертон в колебание, различное расстояние от уха (легко убедиться, что при исследовании около ушной раковины достаточно приближения камертона на 3—5 мм, чтобы угасший звук вновь стал восприниматься), неравномерное затухание колебаний камертона, сложность проверки правильности ответов больного и в связи с этим большая продолжительность исследования. Последнее обстоятельство имеет большое значение для практики.

В своих исследованиях мы пользовались предложенным Е. М. Степановым и другими авторами методом сравнения слуха больного со слухом нормально слышащего. Этот метод применяется нами следующим образом. Камертон подносят к уху больного; если звук слишком громкий, то легким прикосновением руки мы его приглушаем. Удобство этого способа — в большой экономии времени, в почти полном отсутствии переслушивания вторым ухом. При этом методе мы практически начинаем исследование со слабых звуков, близких к порогу слишимости больного, внимание его сосредоточено на каждом звуке лишь несколько секунд; следовательно, на результаты не влияет адаптация или утомление. Таким же образом измеряется и костная проводимость.

Однако здесь мы сталкиваемся часто с ее удлинением у больного и, приставляя камертон к своему сосцевидному отростку, мы, естественно, его не слышим. В таких случаях мы пальцем прикрываем у себя слуховой проход, и камертон становится слышимым. Измерив у себя длительность восприятия через кость при этом условии, мы получаем возможность сравнивать и в этих случаях. Мы не можем здесь подробно остановиться на самой методике исследования слуха камертонами, свистком Гальтона, монохордом. Эти вопросы исчерпывающе освещены в главе С. М. Компанейца в руководстве по болезням уха под его редакцией.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Нарушения слуха":
  1. Нарушения слуха после огнестрельного ранения. Ранения уха
  2. Электротравма органа слуха. Нарушение слуха после поражения током
  3. Нарушение слуха при алиментарной дистрофии (голодании). Врожденная глухота
  4. Корь как причина врожденной глухоты. Лекарственные и бытовые причины нарушения слуха
  5. Диагностика тугоухости и ее проблемы
  6. Исследование слуха камертонами. Тональная аудиометрия
  7. Преимущества и недостатки аудиометрии. Речевая аудиометрия
  8. Методика речевой аудиометрии. Оценка слуха словами, предложениями
  9. Сопоставление данных тональной и речевой аудиометрии. Факторы влияющие на распознавание речи
  10. Объективная аудиометрия. Исследование слуха кожно-гальваническим рефлексом

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: