Механизмы действия слуховых упражнений. Патогенез реедукции слуха

Подведение итогов проведенной работы дает нам основание подойти к объяснению механизма действия слуховых упражнений.
Если у глухонемых детей слуховым упражнениям, по мнению Л. В. Неймана и В. И. Бельтюкова, принадлежит существенная роль в выработке слуховых дифференцировок, в установлении связей между слуховыми и речевыми кинестезическими раздражениями, что в конечном счете ведет к развитию слухового восприятия, то у взрослых больных с резко сниженным слухом действие слуховых упражнений иное.

Как бы ни были разнообразны формы нарушений слуховой функции, все они имеют один общий результат — искажение картины нервной импульсации, поступающей с периферии в центральные отделы анализатора при действии звуков. Это искажение особенно сильно выражено при действии сложных звуков — речи. Поэтому Г. В. Гершуни считает, что быстрое нарастание громкости звука и значительное снижение дифференциального порога по интенсивности, которое, вероятно, связано с усиленной импульсацией сохранивших функцию, но находящихся в стадии парабиотических изменений нервно-рецепторных элементов, приводит к ухудшению различения звуков, хотя интенсивность вызываемых ими импульсов достаточно велика.
Как указывает этот же автор, если патологический процесс стабилизируется и характер нарушений функций становится устойчивым, извращенная картина нервной импульсации при действии звуков речи также стабилизируется.

Общеизвестно, что в результате постоянной тренировки во многих случаях поражений звуковоспринимающего аппарата происходит улучшение разборчивости речи.
Роль тренировки слуха для восприятия речи подчеркивалась многими авторами (В. Ф. Ундриц, Я. С. Темкин, Г. В. Гершуни и др.). Эти высказывания нашли свое объективное подтверждение в наших исследованиях.

Нам удалось показать нормализующее влияние реедукации на величину дифференциального порога восприятия силы звука, а также на улучшение разборчивости речи при наличии Recruitment phenomenon. Реедукация вела к ослаблению и полному его исчезновению, что можно объяснить растормаживанием нервно-рецепторных элементов, которые, по Г. В. Гершуни, сохранили функцию, но находятся в стадии парабиотических изменений.

слуховые упражнения

Уже указывалось, что у больных с разнообразными формами поражения слуха страдает восприятие речи, так как речевые сигналы обычной силы полностью не доходят до центров слуха. Несмотря на достаточное усиление интенсивности звуковых сигналов, разборчивость остается низкой, потому что рецептор, пораженный патологическим процессом, дает импульсы в крайне искаженном виде. Благодаря постоянной тренировке корковый отдел анализатора получает возможность дифференцировать звуки речи, и больной постепенно все лучше и лучше пользуется этими искаженными сигналами. Одновременно увеличивается и процент разборчивости речи, т. е. улучшается работа центральных звеньев звукового анализатора.
В результате тренировки повышается комбинационная способность — синтез, что в известной степени может компенсировать дефекты речи.

Таким образом, давно известный метол — реедукация (цель которой — максимальное использование сохранившегося слуха для улучшения восприятия речи) и ее благоприятное влияние на слуховую функцию нашли свое подтверждение в наших работах с применением новейших современных методов исследования слуха. Речевая аудиометрия дала возможность не только более точно и объективно оценивать эффективность реедукации, но и наглядно показать по кривым нарастания разборчивости речи после реедукации увеличение диапазона разборчивости речи и резерва интенсивности. Благодаря этому, удавалось подобрать слуховые аппараты тем больным, у которых они раньше эффекта не давали.

Растормаживающее действие реедукации было установлено не только при исследовании разборчивости речи, но также при изучении влияния слуховых упражнений на формирование условных мигательных и условноориентировочных кожно-гальванических рефлексов.

Если иметь в виду, что состояние слуха определяется не только степенью изменений в периферическом рецепторе, но, в известной мере, также торможением коркового звена звукового анализатора, то этим можно объяснить выявленные нами трудности при выработке безусловных и условных рефлексов на звуковые раздражители (лежащие выше порогов слышимости) у больных с длительной и резкой тугоухостью.

Изучая влияние реедукации на условнорефлекторную деятельность, мы смогли показать, что в результате проведенного курса лечения слуховыми упражнениями у больных с расстройствами слуха снижаются пороги как по речевому отчету, так и по кожно-гальванической реакции на звуки. В наших исследованиях по выработке условных мигательных рефлексов была показана роль тренировки, однако заметное влияние на характер условных мигательных рефлексов как в ускорении выработки, упрочении их, так и в частоте и стойкости выявления дифференцировки на звук оказывают слуховые упражнения.

Полученные данные более быстрой и прочной выработки условномигательного рефлекса на звуки и дифференцировок к ним после месячного курса слуховых упражнений подтверждают наше предположение о том, что слуховые упражнения оказывают воздействие не только на периферический, но и на центральный отделы звукового анализатора.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Реедукция слуха":
  1. Реедукция после радикальной операции. Ультразвук в лечении тугоухости
  2. Ультразвук в лечении гидропса лабиринта. Раздражители для реедукции слуха
  3. Аппаратура для реедукции слуха. Слуховые упражнения
  4. Влияние реедукции на остроту слуха. Эффективность реедукции слуха
  5. Пример применения реедукции слуха. Улучшение слуха на тоны и речь на фоне реедукции
  6. Тональные и речевые пороги на фоне реедукции слуха. Пример нарастания разборчивости речи на фоне реедукции
  7. Влияние реедукции слуха на условные рефлексы. Разборчивость речи и ФУНГ после реедукции слуха
  8. Механизмы действия слуховых упражнений. Патогенез реедукции слуха
  9. Показания для применения слуховых упражнений. Противопоказания для реедукции слуха
  10. Слухопротезирование. История разработки слуховых аппаратов

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: