Влияние реедукции слуха на условные рефлексы. Разборчивость речи и ФУНГ после реедукции слуха

Как известно, для изучения функции центральных звеньев звукового анализатора большое значение имеет условнорефлекторная методика. В настоящее время ею пользуются при решении всесторонних вопросов физиологии анализаторов, причем результаты, добытые этим путем, признаются наиболее достоверными.

Для выяснения влияния слуховых упражнений на функциональное состояние коркового отдела звукового анализатора было предпринято изучение влияния этих упражнений на характер условных рефлексов, возникающих в ответ на звуковые раздражители, у 175 человек (из них у 162 имело место тугоухость и у 13 человек был нормальный слух).

Анализ результатов этих исследований позволяет сказать, что условные (двигательные, кожно-гальванические и мигательные) рефлексы и дифференцировка на звуковые и световые раздражения у части больных образуются так же быстро, как и у нормально слышащих людей.

У многих исследуемых, однако, отмечены затруднения в образовании условных рефлексов при резкой тугоухости и последовательное торможение после дифференцировок на звук.
Изучение влияния реедукации на условнорефлекторную деятельность показало, что слуховые упражнения у больных, страдающих тугоухостью, оказывают заметное влияние на характер условных мигательных рефлексов как в ускорении выработки, упрочения их, так и частоте и стойкости выявления дифференцировки на звук.

Факты более быстрой и прочной выработки условно-рефлекторного мигательного рефлекса и дифферепцировки на звук при тугоухости после месячного курса слуховых упражнений подтверждают наше предположение о том, что реедукация оказывает влияние не только на периферический, но и на центральный отдел звукового анализатора.

реедукция слуха

Разборчивость речи и ФУНГ после реедукции слуха

Литературные данные говорят о большом значении этого феномена для дифференциальной диагностики и выявления некоторых особенностей патогенеза расстройств слуха.

Этот феномен определялся нами путем измерения дифференциального порога восприятия силы звука до и после курса реедукации у больных отосклерозом, невритом слуховых нервов, а также у больных с хроническими гнойными отитами. В результате этих наблюдений было отмечено следующее. Повышенный по сравнению с нормой дифференциальный порог восприятия силы звука у больных отосклерозом в результате воздействия слуховыми упражнениями снижался.

У ряда больных с невритом слуховых нервов дифференциальный порог был мал, т. е. имел место явно выраженный феномен ускорения нарастания громкости. Под влиянием слуховых упражнений дифференциальный порог увеличивался, возвращаясь к норме. Таким образом, удалось отметить благоприятное влияние слуховых упражнений на дифференциальный порог в смысле приближения его к нормальным величинам.

В процессе этих исследований была попутно выявлена зависимость между разборчивостью речи и наличием феномена ускорения нарастания громкости, а также влияние слуховых упражнений на эту зависимость.

Общеизвестно, что при поражении звуковоспринимающего аппарата разборчивость речи даже при максимальной громкости звука часто не достигает 100%, а при повышении интенсивности разборчивость речи падает. Этот факт некоторые авторы считают настолько постоянным, что используют падение разборчивости речи у таких больных в качестве показателя наличия феномена ускорения нарастания громкости.

Проведенные нами исследования о влиянии реедукации на разборчивость речи при наличии феномена ускорения нарастания громкости позволяют отметить, что у больных с поражением звукопроводящего аппарата (отосклероз, хронический гнойный средний отит) этот феномен в большинстве случаев отсутствует, а при его наличии разборчивость речи не снижается при максимальном ее усилении как до, так и после реедукации. Что касается больных с поражением звуковоспринимающего аппарата, то у большинства из них до реедукации было отмечено наличие ФУНГа и падение разборчивости речи при ее максимальном усилении. У больных, у которых после проведенного курса слуховых упражнений указанный феномен не выявлялся, разборчивость речи при максимальной ее интенсивности возрастала. Данные наших исследований показывают благоприятное влияние реедукации на улучшение разборчивости речи, но не дают, однако, основания согласиться с мнением о том, что падение разборчивости речи во всех случаях может явиться показателем наличия феномена ускорения нарастания громкости.

Для сравнительной оценки воздействия слуховых упражнений при резких степенях тугоухости с влиянием других методов лечения при средних степенях тугоухости, которые обычно не сопровождаются нарушением коркового отдела слухового анализатора, мы измеряли величины дифференциального порога (ДП) до и после операции тимпанопластики у больных с хроническим гнойным отитом. Величина ДП у этих больных до операции колебалась в пределах от 1 до 2 дб.

После оперативного вмешательства, которое во многих случаях приводило к обострению слуховой чувствительности, величина ДП оставалась без существенных изменений. А у больных, у которых операция сопровождалась значительным улучшением слуха, ДП снизился в более значительной степени. По-видимому, у этих больных тугоухость тоже сопровождалась заторможенностью коркового отдела слухового анализатора.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Реедукция слуха":
  1. Реедукция после радикальной операции. Ультразвук в лечении тугоухости
  2. Ультразвук в лечении гидропса лабиринта. Раздражители для реедукции слуха
  3. Аппаратура для реедукции слуха. Слуховые упражнения
  4. Влияние реедукции на остроту слуха. Эффективность реедукции слуха
  5. Пример применения реедукции слуха. Улучшение слуха на тоны и речь на фоне реедукции
  6. Тональные и речевые пороги на фоне реедукции слуха. Пример нарастания разборчивости речи на фоне реедукции
  7. Влияние реедукции слуха на условные рефлексы. Разборчивость речи и ФУНГ после реедукции слуха
  8. Механизмы действия слуховых упражнений. Патогенез реедукции слуха
  9. Показания для применения слуховых упражнений. Противопоказания для реедукции слуха
  10. Слухопротезирование. История разработки слуховых аппаратов

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: