Пример применения реедукции слуха. Улучшение слуха на тоны и речь на фоне реедукции

При тяжелых формах тугоухости активация слуха речью является решающим условием, способствующим подбору слуховых аппаратов, которые до реедукации слуха были малоэффективны.
У третьей группы больных проводилось одновременно применение тональных и речевых упражнений и при изучении результатов лечения, кроме тональной аудиометрии и исследования шепотной и разговорной речью, применялся также метод речевой аудиометрии.

В качестве речевых сигналов нами использованы записанные на ферромагнитной пленке 2 таблицы односложных слов, по 60 слов в каждой, низких и высоких частот (первый список), а также 6 таблиц многосложных слов по 30 слов в каждой (2-й список, разработанный М. Г. Висленевой, Г. И. Гринбергом, Г. В. Дорфман и Л. Р. Зиндером). При резких потерях слуха мы пользовались преимущественно первыми таблицами. При этом можно было судить о влиянии слуховых упражнений на звукопроводящий и звукопринимающий аппараты. При менее резкой тугоухости использованы, главным образом, таблицы многосложных слов. Регистрация результатов речевой аудиометрии производилась по кривым нарастания разборчивости речи и по порогам 50% разборчивости речи.

Изучение эффективности лечения реедукацией этой (третьей) группы больных показало улучшение восприятия чистых тонов, а также речи. На рисунке (больная Б-ва А. В., 48 лет, с нарушением звуковосприятия) представлена потеря слуха в децибелах для тонов и речи.

реедукция слуха
Потеря слуха у больной Б-вой А. В., 48 лет, с невритом слуховых нервов дня тонов и речи, до и после лечения.
1, 2 — тональная аудиограмма (1 — до лечения, 2 — после лечения); 3, 4, 5 — речевая аудиометрия (3 — норма, 5 — до лечения, 4 — после лечения)

Из приведенных аудиограмм видно, что в результате лечения слуховыми упражнениями имелось улучшение слуха на тоны и речь (на тоны от 5 до 20 дб). При резкой тугоухости появилось восприятие тех тонов, которые до лечения вовсе не воспринимались. Имело место заметное улучшение восприятия естественной разговорной речи на 0,5—1—2 м и при речевой аудиометрии — на 20—30 дб.

Данные исследования слуха естественной речью большей частью совпадают с результатами речевой аудиометрии. Анализ данных речевой аудиометрии позволяет отметить возрастание разборчивости речи как для односложных слов высоких и низких частот (1-й список), так и для многосложных слов (2-й список).

Так, для получения 50% и максимальной разборчивости после курса лечения требовалась меньшая интенсивность речи над порогом слышимости. Следует указать, что ведущим признаком у больных с поражением звуковоспринимающего аппарата являлось отсутствие 100% разборчивости при максимальной интенсивности.

Поэтому в таких случаях отмечалась только максимальная разборчивость. У этих больных при дальнейшем увеличении интенсивности речи над определенным уровнем ее разборчивость или оставалась на прежнем уровне, или, большей частью, падала, т. е. имел место феномен ускорения нарастания громкости. Примерно у половины больных с поражением звуковосприятия после курса слуховых упражнений улучшалась разборчивость речи. После курса лечения у всех этих больных разборчивость речи возрастала и максимальная доходила до 70, 90 и 100% при интенсивности звука 100—110 дб, т. е. исчезал имевший место до лечения recruitment phenomenon. Это показано на рис. 9 (аудиограмма больной К-вой М. В., 19 лет, с кохлеарным невритом).

Сопоставление результатов эффективности реедукации по трем группам больных позволяет считать, что применение одних речевых упражнений было более эффективным в смысле улучшения восприятия речи, а также обострения слуха для тонов, чем при пользовании одними тональными процедурами, но наиболее эффективными являются результаты лечения при одновременном применении тональных и речевых упражнений.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Реедукция слуха":
  1. Реедукция после радикальной операции. Ультразвук в лечении тугоухости
  2. Ультразвук в лечении гидропса лабиринта. Раздражители для реедукции слуха
  3. Аппаратура для реедукции слуха. Слуховые упражнения
  4. Влияние реедукции на остроту слуха. Эффективность реедукции слуха
  5. Пример применения реедукции слуха. Улучшение слуха на тоны и речь на фоне реедукции
  6. Тональные и речевые пороги на фоне реедукции слуха. Пример нарастания разборчивости речи на фоне реедукции
  7. Влияние реедукции слуха на условные рефлексы. Разборчивость речи и ФУНГ после реедукции слуха
  8. Механизмы действия слуховых упражнений. Патогенез реедукции слуха
  9. Показания для применения слуховых упражнений. Противопоказания для реедукции слуха
  10. Слухопротезирование. История разработки слуховых аппаратов

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: