Реедукция слуха. Эффективность слуховых упражнений при тугоухости

В России один из отиатров, И. X. Шванебах, применял при отосклерозе упражнения слуха по Урбанчичу. Он считал, что при помощи гимнастики слуха, часто при почти абсолютной глухоте удается еще пробудить не совсем умерший, а только дремлющий слух и привести в действие атрофирующийся более или менее лабиринт. В отличие от Урбанчича, М. В. Богданов-Березовский, много работавший в области развития слуха у глухих и больных с резкой степенью понижения слуха, на своей практике убедился в том, что у последних при упражнениях получаются гораздо худшие результаты, чем у глухонемых.

М. Богданов-Березовский объясняет это тем, что при упражнениях объем слуха не увеличивается, а лишь правильно используются сохранившиеся его остатки. Тем не менее автор подчеркивает, что не надо отказываться от слуховых упражнений у лиц со сниженным слухом, ибо упражнения поддерживают у них слух на той или иной высоте.

С развитием электротехники стало возможным использовать для слуховых упражнений приборы с электронными лампами. Ленинградскому профессору Н. А. Скрицкому принадлежит мысль об использовании лампового генератора для реедукации. Им впервые в 1926 г. был сконструирован образец генератора, который он назвал тонвариатором. Предложенным им прибором можно было пользоваться как для исследования слуха, так и для слуховых упражнений. Тонвариатор позволяет давать звук произвольной высоты в пределах от 64 до 4096 гц и обеспечить плавность и непрерывность изменения высоты по всей шкале.
Кроме того, он допускает дозировку силы звука. Помимо основного аппарата—тонвариатора, Н. А. Скрицкий предложил также активатор и усилитель речи, построенный по типу «трех каскадов».

Эти электрические аппараты были использованы впервые в 1926 г. В. Ф. Ундрицем для развития слуха у глухонемых И П. В. Белоголововым в том же году для лечения глухоты и тугоухости. Уже в 1927 г. на II Всесоюзном съезде оториноларингологов в Москве Н. В. Белоголовое доложил о своих первых впечатлениях от применения этих аппаратов и отметил, что чем раньше начинать слуховые упражнения, тем лучше бывает эффект. Однако он предупреждает о том, что надо уметь дозировать и правильно назначать звуковые упражнения, и подчеркивает, что в этом способе лечения новой является лишь методика, но не самый принцип.

реедукция слуха

Н. В. Белоголовов, будучи убежденным последователем метода слуховых упражнений, систематически работал в этом направлении и в 1930 году организовал специальное сурдологическое отделение в Ленинградском научно-практическом институте по болезням уха, горла, носа и речи.
Первые результаты, полученные Н. В. Белоголововым, в дальнейшем послужили основанием для широкого применения этого способа лечения.

Лечением глухоты методом звуковых упражнений занимался также В. В. Шапуров, который отметил положительный эффект от их применения. Благоприятные результаты В. В. Шапуров объясняет улучшением состояния звукопроводящего аппарата, благодаря действию нежного звукового массажа (улучшает подвижность барабанной перепонки и слуховых косточек), а также тем, что звуковой массаж, возможно, способствует регенерации элементов внутреннего уха.

В 1931 г. П. П. Шевелев также отметил улучшение слуховой способности от акустических упражнений на аппарате Н. А. Скрицкого. По мнению П. П. Шевелева, процедура развития слуха у глухонемых должна состоять из двух факторов: подготовительного развития слуха на тоны и на речь. Он считает, что развитие слуха следует отнести за счет возбуждения деятельности центрального отдела звукового анализатора (если он органически не поврежден) и что при этом играют определенную роль другие психические факторы — память и внимание.

Указанный автор наблюдал 7 воспитанников школы глухонемых, которым развивали слух на тонвариаторе Скрицкого сеансами по 15 мин 5 раз в неделю в течение 4 месяцев. В результате этих упражнений отмечено повышение количественного восприятия слуха на камертоны для различных частот в среднем на 20%. При качественном исследовании верхняя и нижняя границы слуха у всех остались в тех же самых пределах. Во время развития слуха педагогом было отмечено улучшение произношения гласных и согласных.

Через несколько лет Н. В. Белоголовов публикует итоги трехлетней работы по лечению тугоухости слуховыми упражнениями и вводит термин «реедукация». На основании своих наблюдений в течение этих лет он считает, что метод реедукации оправдал себя в полной мере. К тому же Н. В. Белоголовов называет большим достижением получающееся в результате лечения слуховыми упражнениями уменьшение или прекращение ушных шумов.

Кроме Н. В. Белоголовова, звуковые упражнения у глухонемых применял Е. Н. Новик, а при тугоухости и глухоте И. Н. Зиновьев, Б. С. Преображенский, А. А. Николаев. Последний обращает внимание на то, что лечение активацией тугоухости и глухоты у 75% больных дает, правда не всегда стойкое, исчезновение или уменьшение субъективных шумов.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Лечение нарушений слуха":
  1. Переменный ток и фарадизация при тугоухости. Д'Арсонваль при нарушениях слуха
  2. Диатермия при тугоухости. Электрическое поле ультравысокой частоты (УВЧ) при нарушениях слуха
  3. Светолечение при тугоухости. Лампы для лечения заболеваний уха
  4. Показания и противопоказания к светолечению. Рентгено и радиотерапия при тугоухости
  5. Механотерапия при тугоухости. Пневмомассаж при нарушениях слуха
  6. Вибромассаж при тугоухости. Иглоукалывание (акупунктура) при нарушениях слуха
  7. Грязелечение при тугоухости. Озокерито и парафинолечение ушных шумов
  8. Слуховые упражнения. История попытки возврата слуха глухим
  9. Реедукция слуха. Эффективность слуховых упражнений при тугоухости
  10. Развитие и применение реедукции слуха. Методы слуховых упражнений

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: