Интернаты для тугоухих детей. Эффективность реабилитации при нарушениях слуха в интернатах

Следует, вероятно, критически пересмотреть роль интернатной системы в обучении тугоухих и глухих детей [Griffing]. Не секрет, что при интернатной форме обучения родители невольно устраняются от воспитания ребенка, полностью полагаясь на персонал этих учреждений. При этом дети, утрачивая контакт с родителями, лишаются воздействия одного из самых могучих факторов реабилитации. Одновременно вступает в дело фактор, отрицательно влияющий на успех реабилитации, а именно — вынужденное длительное пребывание тугоухих детей в среде себе подобных, т. е. в условиях искусственно созданного дефицита речевого окружения.

Вероятно, к отбору детей в интернаты надо подходить во много раз осторожнее, чем это делается в настоящее время. В интернаты следует помещать детей лишь в тех случаях, когда участие родителей в реабилитации по каким-либо причинам нереально. Например, можно представить, что пребывание тугоухого ребенка в обществе глухих родителей делает реабилитацию безнадежной. Естественно также, что реабилитация обречена на неудачу в так называемых неблагоприятных семьях, где ребенок большую часть времени предоставлен самому себе.

Приводя обширный материал об успехах материнского обучения, мы хотели привлечь внимание к тому, насколько велика роль родителей в этом чрезвычайно трудоемком процессе. Нам хотелось показать, что если реабилитация тугоухих детей не является безнадежной в руках родителей, даже тогда, когда они не вооружены ни необходимой техникой, ни знаниями, то при участии специалистов и при условии соответствующего технического обеспечения можно будет справляться и с более тяжелыми степенями тугоухости.

тугоухие дети

Здесь же нам хотелось уделить этому вопросу специальное внимание, поскольку еще бытует мнение, что воспитание ребенка с нарушенным слухом является целиком делом рук специалистов, в частности сурдопедагогов. Более того, в некоторых публикациях последних лет можно, к сожалению, встретить предостережения против якобы чрезмерного увлечения идеей реабилитации тугоухих и глухих детей [Нейман Л. В.].

Высказывается также недоверие к так называемым «случаям из практики» (имеется в виду успешная «стихийная» реабилитация), не обоснованное ни анализом аудиометрических данных, ни критическим рассмотрением условий обучения детей. Подобным тенденциям и был противопоставлен наш обзор большого фактического материала, представленного в ряде литературных источников (статьи, монографии, труды Международных конгрессов), а также материал собственных наблюдений и исследований. Как не трудно видеть, речь идет уже отнюдь не о единичных «случаях из практики», а об успешной реабилитации больших групп детей с самыми различными степенями и характером понижения слуха.

Представление о том, что увлечение идеей слуховой реабилитации тугоухих и глухих детей может вообще оказаться напрасным, является в корне неверным. Нельзя не считаться с фактами, на основе которых оформилась как сама проблема реабилитации лиц с нарушенным слухом, так и некоторые основные пути решения этой проблемы. Мы полностью поддерживаем тех исследователей-энтузиастов, которые считают, что «шанс» максимально использовать свой остаточный слух должен быть дан каждому ребенку «авансом» [Horton].

Рано начатая и правильно организованная слуховая тренировка должна стать основой обучения любого ребенка с нарушением слуха, каким бы тяжелым это нарушение ни показалось на начальном этапе диагностики. Трагедия «глухого» ребенка чаще всего заключается не в том, что слух у него полностью отсутствует, а в том, что остаточным слухом, по тем или иным причинам, пренебрегают взрослые, от которых зависит судьба ребенка.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Реабилитация детей с нарушениями слуха":
  1. Пример реабилитации слуха сына Веденберга - Стефана. Пример успешности слухопротезирования
  2. Обучение детей с нарушениями слуха. Звукоусиливающая аппаратура в педагогике тугоухих
  3. Раннее применение слуховых аппаратов. Профилактика немоты у глухих детей
  4. Югославский Центр реабилитации тугоухих детей. Сроки реабилитации детей с нарушениями слуха
  5. Индивидуальные и групповые занятия у тугоухих детей. Аппаратура для улучшения слуха детей
  6. Слуховые упражнения с тугоухими детьми. Подготовка детей с нарушением слуха к общей школе
  7. Материнская школа реабилитации тугоухих детей. Реабилитация детей с нарушением слуха в семье
  8. Стихийная реабилитация тугоухих детей дома. Аудиограмма для успешной реабилитации ребенка
  9. Примеры успешной реабилитации тугоухих детей. Значение семьи при нарушении слуха у ребенка
  10. Интернаты для тугоухих детей. Эффективность реабилитации при нарушениях слуха в интернатах

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: