Примеры успешной реабилитации тугоухих детей. Значение семьи при нарушении слуха у ребенка

Ребенок С. Т., 9 лет, ученица второго класса массовой школы. Из анамнеза известно, что девочка родилась недоношенной, вскоре после рождения в связи с пневмонией ее лечили антибиотиками, в том числе стрептомицином и мономицином. Понижение слуха родители заметили на первом году жизни, а с двух лет начали заниматься с девочкой регулярной слуховой тренировкой путем форсирования голоса и приближения к ушной раковине ребенка.

С трех лет с ребенком дополнительно занимался сурдопедагог (продолжительность ежедневных занятий один час). Остальное время дня с нею занимались родители. С пяти лет девочка стала посещать массовый детский сад. В это время в ее речи появились короткие предложения (из двух слов). В восемь лет девочка начала учиться в обычной школе, сидела на первой парте. Был приобретен для постоянного ношения слуховой аппарат карманного типа фирмы «Отикон».

Успеваемость в первом классе была хорошей, девочка успешно перешла во второй класс. При аудиологическом обследовании у нее обнаружена левосторонняя глухота, а справа — остаточный слух в диапазоне до 1000 Гц со следующими порогами: 250 Гц — 56 дБ, 500 Гц — 60 дБ, 1000 Гц — 80 дБ).

Это наблюдение интересно уже тем, что состояние слуха было почти таким же, как и у Стефана Веден-берга. Более того, в данном случае остаточный слух был только на одном ухе, что осложняло задачу реабилитации. Тем не менее успех был явным.

реабилитация тугоухого ребенка

Больной Р. В., 21 год. Понижение слуха возникло на первом году жизни после перенесенной кори. Аудиометрические кривые симметричны, имеют выраженный нисходящий характер, понижение слуха в диапазоне до 500 Гц составляет 50—60 дБ, в зоне более высоких частот (1000—4000 Гц) потеря слуха — от 80 до 110 дБ. История слухоречевого развития похожа на предыдущую.

Отличие заключается в том, что мать ребенка, будучи педагогом начальной школы, всю работу по обучению выполнила самостоятельно, не обращаясь за помощью к специалистам. Ребенок рос в деревне, в семье, где было еще двое старших детей с нормальным слухом. В восемь лет поступил в первый класс сельской школы. Благополучно окончил среднюю школу, затем техникум. Работает механизатором в совхозе. Интересно отметить, что еще в детстве этот пациент начал учиться игре на баяне, и сейчас он охотно играет, самостоятельно подбирая мелодии.

Совершенно ясно, что работа родителей по развитию слуха и речи у тугоухих детей без соответствующей аппаратуры, а лишь путем повышения силы голоса и приближения говорящего к уху ребенка требуют неизмеримо большего труда и времени. При обучении без использования звукоусиливающей аппаратуры существенно страдает также и качество речи детей. В то же время факт достижения родителями успеха в целом ряде очень трудных случаев лишний раз свидетельствует о большом значении повседневной работы родителей и о том, как важно своевременно их привлечь и, главное, правильно организовать их работу, чтобы достичь успешной реабилитации.

У читателя не должно создаться впечатления, что успешная деятельность «материнской школы реабилитации» свидетельствует о возможности легкого достижения успеха в решении проблемы реабилитации в целом. Задача настоящего раздела нашего сайта — ознакомить читателя с реально существующим положением вещей, которое сводится к следующему. Большинство родителей активно борется с несчастьем в семье, а именно с опасностью превращения тугоухого ребенка в инвалида.

В этой борьбе некоторая часть родителей эмпирически находит наиболее правильный путь, т. е. путь активной слуховой тренировки. Одни исходят из теоретических соображений в результате знакомства с популярной медицинской литературой, другие поступают чисто интуитивно. Как бы то ни было, в ряде семей осуществляется эта своеобразная «стихийная» реабилитация и притом с весьма ощутимыми результатами. По-видимому, одним из основных направлений в решении проблемы реабилитации, по крайней мере до тех пор, пока не будет организована систематическая, постоянно действующая и достаточно широкая сеть реабилитационных учреждений, следует считать мероприятия по упорядочению «материнской школы».

Эта «школа» не должна быть стихийной. Родители тугоухих детей должны быть обеспечены всемерной помощью со стороны всех специалистов и учреждений, призванных заниматься судьбой детей с нарушенным слухом. В частности, необходимо повысить роль детских сурдологопедичсских кабинетов, сеть которых уже сформировалась в настоящее время по всей стране. Большую помощь родителям должны оказывать сурдопедагоги специализированных детских учреждений (яслей, садов и школ). Следует признать, что до настоящего времени эта форма работы с родителями развита еще недостаточно.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Реабилитация детей с нарушениями слуха":
  1. Пример реабилитации слуха сына Веденберга - Стефана. Пример успешности слухопротезирования
  2. Обучение детей с нарушениями слуха. Звукоусиливающая аппаратура в педагогике тугоухих
  3. Раннее применение слуховых аппаратов. Профилактика немоты у глухих детей
  4. Югославский Центр реабилитации тугоухих детей. Сроки реабилитации детей с нарушениями слуха
  5. Индивидуальные и групповые занятия у тугоухих детей. Аппаратура для улучшения слуха детей
  6. Слуховые упражнения с тугоухими детьми. Подготовка детей с нарушением слуха к общей школе
  7. Материнская школа реабилитации тугоухих детей. Реабилитация детей с нарушением слуха в семье
  8. Стихийная реабилитация тугоухих детей дома. Аудиограмма для успешной реабилитации ребенка
  9. Примеры успешной реабилитации тугоухих детей. Значение семьи при нарушении слуха у ребенка
  10. Интернаты для тугоухих детей. Эффективность реабилитации при нарушениях слуха в интернатах

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: