Материнская школа реабилитации тугоухих детей. Реабилитация детей с нарушением слуха в семье
Было бы ошибкой считать, что до тех пор, пока не были организованы различные специализированные учреждения по оказанию помощи тугоухим и глухим детям, реабилитации как таковой вообще не существовало. Подавляющее большинство родителей, естественно, стремилось и стремится помочь детям в приобретении речевых навыков, создать им условия, которые способствовали бы нормальному развитию и дальнейшему успешному пребыванию в условиях обычного речевого окружения.
Эта деятельность складывалась раньше в основном стихийно, что нередко имеет место и сейчас. Родители самостоятельно приобретали опыт путем проб и ошибок. Этот опыт представляет, с нашей точки зрения, большой интерес, заслуживает пристального внимания и изучения. В данном разделе мы предполагаем остановиться на некоторых особенностях этой стихийно возникшей своеобразной школы, которую можно назвать «материнской школой реабилитации». В литературе существует термин «материнское обучение» (maternal guidance) детей с нарушенным слухом.
Нам кажется, что есть основания говорить именно о «материнской школе», особенно после того, как удалось подвергнуть опыт этой школы некоторому анализу.
К настоящему времени в детском аудиологическом кабинете Питерского НИИ по болезням уха, горла, носа и речи обследовано, как уже упоминалось, свыше 2000 тугоухих и глухих. Подавляющее большинство из них составляли дети дошкольного возраста. Однако в числе обследованных были и школьники, а также взрослые тугоухие больные, относительно которых было известно, что тугоухость у них наступила в раннем детском возрасте, т. е. до двух лет, когда речь еще была не развита.
В том случае, если такие пациенты в достаточной степени владели речью, их по нашей просьбе направляли с обычного сурдологического приема в детский аудиологический кабинет для дополнительных исследований.
В результате анализа полученного материала удалось выяснить, что довольно значительная часть тугоухих приобрела речевые навыки только с помощью родителей без активного участия специалистов, в частности, без обучения в условиях специализированных детских садов для детей с нарушенным слухом. Таких больных оказалось свыше 250 человек.
Естественно, что они явились предметом нашего особого внимания, поскольку их с полным основанием можно было отнести к категории тугоухих, прошедших «материнскую школу реабилитации».
В большинстве случаев вся работа по реабилитации этих детей была выполнена родителями. Иногда па стадии исправления дефектов речи у детей перед школой родители прибегали к помощи логопедов, которые пользовались традиционными логопедическими методами механической постановки звуков речи (без применения звукоусиливающей аппаратуры). Только в единичных случаях работой родителей уже на ранних этапах руководили сурдопедагоги. Следует специально подчеркнуть, что воспитание и обучение детей на всех этапах развития происходили в условиях естественного речевого окружения, т. е. ни один пациент не находился в специализированном учреждении интернатного типа.
- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"
Оглавление темы "Реабилитация детей с нарушениями слуха":- Пример реабилитации слуха сына Веденберга - Стефана. Пример успешности слухопротезирования
- Обучение детей с нарушениями слуха. Звукоусиливающая аппаратура в педагогике тугоухих
- Раннее применение слуховых аппаратов. Профилактика немоты у глухих детей
- Югославский Центр реабилитации тугоухих детей. Сроки реабилитации детей с нарушениями слуха
- Индивидуальные и групповые занятия у тугоухих детей. Аппаратура для улучшения слуха детей
- Слуховые упражнения с тугоухими детьми. Подготовка детей с нарушением слуха к общей школе
- Материнская школа реабилитации тугоухих детей. Реабилитация детей с нарушением слуха в семье
- Стихийная реабилитация тугоухих детей дома. Аудиограмма для успешной реабилитации ребенка
- Примеры успешной реабилитации тугоухих детей. Значение семьи при нарушении слуха у ребенка
- Интернаты для тугоухих детей. Эффективность реабилитации при нарушениях слуха в интернатах