Слуховые упражнения с тугоухими детьми. Подготовка детей с нарушением слуха к общей школе

Помимо занятий с аппаратурой большое внимание уделяется слуховым упражнениям без всяких приборов, когда педагог громко разговаривает у самой ушной раковины ребенка. Обычно этому упражнению уделяется несколько минут в начале и в конце каждого занятия. Упражнения проводятся на каждом ухе отдельно, причем расстояние от уха постепенно увеличивают. В результате такого рода длительной и интенсивной тренировки дети приобретают способность различать не только знакомые слова, но и целые предложения, произносимые с интенсивностью, присущей обычной речи.

Организация центров реабилитации детей с нарушенным слухом, подобных Югославскому, имеет, по убеждению профессора Губерины, большое преимущество как перед школами для тугоухих и глухих, так и перед аудиологическими клиниками. Особенно важно то, что дети, проходящие курс реабилитации, с раннего детства живут в семье, в окружении людей с нормальным слухом, а в Центр приходят только для слуховых упражнений (на 3—4 ч). Все остальное время они проводят в условиях нормального речевого окружения. Это очень важно, неоднократно подчеркивает автор, так как дети с нарушенным слухом в течение курса реабилитации постепенно приспосабливаются к нормальному речевому общению.

Даже простой перечень мероприятий, направленных на реабилитацию, показывает, насколько трудоемкой является эта задача. В случаях тяжелой тугоухости и глухоты, как подчеркивает Губерина, чтобы достичь успеха, нужно очень много работать. Конечную цель можно считать достигнутой в том случае, если ребенок, страдающий нарушением слуха, подготовлен в полной мере к нормальному речевому общению с окружающими.

Остановимся на результатах реабилитации, достигнутых в группе (100 детей), сведения о которой приведены в монографии Guberina. При использовании звукоусиливающей аппаратуры улучшения разборчивости речи удалось достичь у 97 детей. Способность понимать речь без применения аппаратуры к концу курса реабилитации также значительно улучшилась. Если в начале занятий этой способностью совершенно не обладали 64 ребенка, то к концу таких детей осталось только восемь.
При использовании слухового аппарата часть детей (23) оказалась способной, находясь на расстоянии 2,8 м от говорящего, показать 100-процентную разборчивость речи.

Специальный раздел в монографии отведен описанию группы детей, подготовленных к обучению в массовой школе (24 ребенка из 100 обучавшихся в Центре). Рассмотрим представленный автором фактический материал, относящийся к этой группе, хотя сведения об этой группе приведены недостаточно подробно, и поэтому детально анализировать ее невозможно. Некоторые данные представляют несомненный интерес.

тугоухие дети

Прежде всего, необходимо отметить, что в группе не было детей, у которых реабилитация была бы начата ранее 5-летнего возраста. Вообще эту группу можно считать неблагоприятной для реабилитации с точки зрения возрастного состава, поскольку две трети ее состава относились к возрасту от 7 до 11 лет.

В таблице приведены аудиометрические данные детей этой группы. Данные таблицы свидетельствуют о том, что группа была неоднородной: у 9 человек потеря слуха не превышала 60 дБ, у 4 — она составляла свыше 90 ДБ, остальные дети занимали промежуточное положение. Если сравнить состав этой группы с группой Веденбсрга, то не трудно заметить, что у детей в группе Всденберга степень понижения слуха была более значительной. Это подтверждается косвенными данными о том, что к моменту начала тренировки в Центре у 20 детей оказалось возможным проведение речевой аудиометрии, что, несомненно, свидетельствовало о наличии у них значительного запаса слов.
Имеются также указания на то, что 20 детей были способны понимать речь на расстоянии до 1,5 м от говорящего.

Таким образом, есть основания утверждать, что только четыре ребенка из 24 до поступления в Центр не прошли никакого начального этапа обучения. Остальные, несомненно, обладали некоторым слуховым опытом, несмотря на наличие тугоухости. Этот опыт дети приобрели в семье в результате индивидуального обучения. Сопровождалось ли это обучение каким-нибудь контролем со стороны Центра или оно проводилось без какой-либо системы, остается неясным.

Между тем, начальный этап реабилитации детей с нарушенным слухом — самый трудный и ответственный, он требует особенно большого труда, терпения и навыка. Выше мы уже указывали на особую важность начального периода обучения, практически определяющего дальнейшую судьбу ребенка.

Независимо от того, как именно обстояло дело у этих четырех детей на самом начальном этапе обучения, т. е. до поступления в Центр, можно сказать, что большинство детей, входящих в группу, к началу регулярных занятий в Центре уже прошло начальный этап реабилитации и нуждалось, главным образом, в увеличении словарного запаса и исправлении дефектов речи. Реабилитация в Центре продолжалась от 1 до 5 лет, причем у 10 детей обучение продолжалось 3—5 лет.

Монография не содержит более подробных сведений, которые позволяли бы судить о связи между состоянием слуха, возрастом, длительностью реабилитации и успехом проведенных мероприятий. Разумеется, сам факт возможности поступления этих детей в обычную школу уже является значительным достижением.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Реабилитация детей с нарушениями слуха":
  1. Пример реабилитации слуха сына Веденберга - Стефана. Пример успешности слухопротезирования
  2. Обучение детей с нарушениями слуха. Звукоусиливающая аппаратура в педагогике тугоухих
  3. Раннее применение слуховых аппаратов. Профилактика немоты у глухих детей
  4. Югославский Центр реабилитации тугоухих детей. Сроки реабилитации детей с нарушениями слуха
  5. Индивидуальные и групповые занятия у тугоухих детей. Аппаратура для улучшения слуха детей
  6. Слуховые упражнения с тугоухими детьми. Подготовка детей с нарушением слуха к общей школе
  7. Материнская школа реабилитации тугоухих детей. Реабилитация детей с нарушением слуха в семье
  8. Стихийная реабилитация тугоухих детей дома. Аудиограмма для успешной реабилитации ребенка
  9. Примеры успешной реабилитации тугоухих детей. Значение семьи при нарушении слуха у ребенка
  10. Интернаты для тугоухих детей. Эффективность реабилитации при нарушениях слуха в интернатах

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: