Индивидуальные и групповые занятия у тугоухих детей. Аппаратура для улучшения слуха детей

В процессе реабилитации использовали индивидуальные и групповые занятия. Индивидуальные занятия были специально посвящены обучению ребенка слуховому восприятию, артикуляции и имитации речевых сигналов под контролем слуха. В процессе групповых занятий особое внимание уделялось фонетической ритмике, т. е. произнесению определенных звукосочетаний одновременно с движениями.

При этом большое значение придавали сочетанию движений тела с артикуляционными движениями, соответствующими произнесению различных звуков, а также с интенсивностью речевых сигналов или ударением на определенных частях слов и фраз, полагая, что одновременные с речью движения тела дают ребенку возможность почувствовать ритм фразы.

Большая часть групповых занятий проводилась в форме массовых организованных игр, сопровождавшихся ритмическими движениями, совмещенными со своеобразной хоровой декламацией. Для этого использовались детские считалки, несложные стихи и т. п. Занятия часто сопровождались музыкой. Педагог участвовал в игре наравне со всеми детьми, а управлял этой игрой, задуманной учителем, один из учеников.

Такая форма организации занятий, как отмечает автор, способствовала проявлению голосовых реакций у детей, причем важно, что дети вовлекались в речевую практику, как в игру, на более длительный период, чем это позволяют сделать традиционные занятия-уроки, когда они сидят за партами и быстро утомляются. Речевой материал для занятий подготавливали в Центре специалисты-фонетисты; для индивидуальных занятий его подбирали в соответствии с состоянием слуха ребенка и уровнем развития.

Обращает на себя внимание, что при подборе детей в группу не только не стремились к созданию групп, однородных по возрасту и уровню развития, но, напротив, считали полезным включать слабых учеников в группу сильных, а также время от времени обновлять состав групп.

занятия для тугоухих детей

Особое внимание в монографии уделено звукоусиливающей аппаратуре, разработанной в Центре (SUVAG I — для групповых занятий и SUVAG II — для индивидуальных). Обе установки являются стационарными. Установка для групповых занятий обеспечивает равномерное усиление сигналов в диапазоне от 10 до 10 000 Гц, снабжена набором фильтров нижних частот с крутыми срезами на различных частотах (600, 1000, 2000 и 3000 Гц) и имеет выходы на воздушные телефоны и костные вибраторы.

Установка для индивидуальных занятий отличается рядом технических особенностей, которые делают эту систему практически универсальной, позволяющей получать любую степень усиления в любой частотной полосе, т. е. позволяет осуществлять различные преобразования речевых сигналов с целью индивидуального подбора так называемого «оптимального слухового поля» для каждого больного. Технически это достигается включением в систему наборов полосовых фильтров, фильтров верхних и нижних частот, отличающихся частотой срезов и крутизной характеристик.

Однако следует заметить, что в понятие «оптимальное слуховое поле» автор вкладывает значительно более широкий смысл, нежели только физические характеристики звукового сигнала. Это понятие определено в монографии следующим образом.

«Оптимальное слуховое поле» означает не только полосу (или полосы) частот и степень аттенюации, но и многое другое: время, в течение которого передаются речевые структуры, расположение головных телефонов и вибраторов, их тип, концентрация вибраций, продуцируемых вибраторами, одновременное использование телефонов и вибратора; использование одних и тех же или различных частотных полос; применение более чем одного вибратора, темп речи, интервалы между повторениями, расстояние между микрофоном и ртом педагога, тип стимуляции фонетической ритмикой; структура речевых сигналов с точки зрения тональности слов и предложений и т. д.

Иными словами, под «оптимальным слуховым полем», по-видимому, следует понимать весьма сложный комплекс многочисленных и разнообразных факторов, так или иначе положительно влияющих на восприятие речевых сигналов.

На начальном этапе реабилитации в Центре, т. е. в период наиболее интенсивной работы со звукоусиливающей аппаратурой индивидуальные портативные слуховые аппараты, как правило, не применяются. Подбор этих аппаратов производят только после того, как ребенок усвоит достаточно большое количество слов и научится различать их в различных комбинациях, что называется «подбором в соответствии с последним оптимальным слуховым полем».

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Реабилитация детей с нарушениями слуха":
  1. Пример реабилитации слуха сына Веденберга - Стефана. Пример успешности слухопротезирования
  2. Обучение детей с нарушениями слуха. Звукоусиливающая аппаратура в педагогике тугоухих
  3. Раннее применение слуховых аппаратов. Профилактика немоты у глухих детей
  4. Югославский Центр реабилитации тугоухих детей. Сроки реабилитации детей с нарушениями слуха
  5. Индивидуальные и групповые занятия у тугоухих детей. Аппаратура для улучшения слуха детей
  6. Слуховые упражнения с тугоухими детьми. Подготовка детей с нарушением слуха к общей школе
  7. Материнская школа реабилитации тугоухих детей. Реабилитация детей с нарушением слуха в семье
  8. Стихийная реабилитация тугоухих детей дома. Аудиограмма для успешной реабилитации ребенка
  9. Примеры успешной реабилитации тугоухих детей. Значение семьи при нарушении слуха у ребенка
  10. Интернаты для тугоухих детей. Эффективность реабилитации при нарушениях слуха в интернатах

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: