Югославский Центр реабилитации тугоухих детей. Сроки реабилитации детей с нарушениями слуха

Наиболее широкую известность в нашей стране получили успехи Югославского Центра реабилитации в городе Загребе.
Югославский Центр реабилитации был создан в 1959 г. Специальная систематическая работа по реабилитации детей с нарушенным слухом в нем была начата в 1964 г. Результаты обучения детей в Югославском Центре неоднократно освещались в печати [Савич Л., Авакян Р. В., Колесник Т. Е., Кириллова Т. В., Guberina, Craig e. a.].

Guberina сообщил о реабилитации 100 детей с нарушенным слухом, из которых 97 страдали нейросенсорной тугоухостью или глухотой. По степени понижения слуха в диапазоне частот 500—2000 Гц эти дети распределялись следующим образом: свыше 90 дБ (глухота) — 52, от 60 до 90 дБ (тяжелая тугоухость) — 37, от 30 до 60 дБ (средняя тугоухость) — 11.

Обратим внимание на то, что более половины детей были, согласно традиционным классификациям, глухими, т. е. при чисто формальном подходе должны были рассматриваться как прогностически абсолютно неблагоприятные для реабилитации. Читатель уже знаком с недостатками подобных классификаций, а также с тем, к чему может привести оценка функциональных способностей слуховой системы путем усреднения порогов на частотах 500, 1000 и 2000 Гц. Иными словами, уже на данном этапе ознакомления с материалами монографии можно предположить, что полностью глухих в рассматриваемой группе было, по-видимому, меньше, чем в приведенном распределении.

реабилитация слуха у детей

Сроки реабилитации детей, приведенные в монографии, весьма различны (от двух месяцев до пяти лет), причем не указано, чем было обусловлено прекращение занятий, поэтому не представляется возможным выявить какую-либо связь между сроками пребывания в Центре, состоянием ребенка (возраст, понижение слуха, речь) и успешностью реабилитации.

Отметим некоторые методические особенности работы с детьми в Центре. Прежде всего, в процессе слуховой тренировки применялись только речевые сигналы. Автор подчеркивает, что «только человеческий голос обладает биологическим ритмом», причем применение речевых сигналов способствует успешному формированию у ребенка слухового самоконтроля собственной речи. Важны также некоторые особенности работы с детьми дошкольного возраста.

В начальной стадии работы с такими детьми педагоги старались вести детей по тому же пути, по которому происходит обучение речи у нормально слышащих детей на первом году жизни. В некоторых случаях приходилось начинать даже со стадии гуления, затем переходить к фазе лепета и только после прохождения этих начальных естественных стадий развития речи становился возможным переход к более сложным и продолжительным речевым структурам.

При работе с маленькими детьми (в возрасте трех лет и менее) педагоги старались дать ребенку самому выбрать удобную и неутомительную для него позу: лежа, стоя или сидя. На этом этапе работы фонетическая информация давалась обычно в форме лепета. При этом педагоги стремились вызвать у ребенка активные движения тела, рук и ног, ритмически согласованные с речевыми сигналами. Использовались, например, такие приемы: маленького ребенка укачивали на руках, прижимая вибратор к его телу и произнося ритмичные звукосочетания. Очень часто при этом ребенок начинал спонтанно издавать какие-либо звуки, переходя постепенно к имитации предъявляемых ему звукосочетаний.

Любой первый ответ ребенка, как полагает автор, достаточен для того, чтобы дать ему возможность «почувствовать» свой собственный голос, усиленный с помощью звукоусиливающей аппаратуры. Под контролем слуха ребенок способен довольно быстро находить правильный тембр голоса.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Реабилитация детей с нарушениями слуха":
  1. Пример реабилитации слуха сына Веденберга - Стефана. Пример успешности слухопротезирования
  2. Обучение детей с нарушениями слуха. Звукоусиливающая аппаратура в педагогике тугоухих
  3. Раннее применение слуховых аппаратов. Профилактика немоты у глухих детей
  4. Югославский Центр реабилитации тугоухих детей. Сроки реабилитации детей с нарушениями слуха
  5. Индивидуальные и групповые занятия у тугоухих детей. Аппаратура для улучшения слуха детей
  6. Слуховые упражнения с тугоухими детьми. Подготовка детей с нарушением слуха к общей школе
  7. Материнская школа реабилитации тугоухих детей. Реабилитация детей с нарушением слуха в семье
  8. Стихийная реабилитация тугоухих детей дома. Аудиограмма для успешной реабилитации ребенка
  9. Примеры успешной реабилитации тугоухих детей. Значение семьи при нарушении слуха у ребенка
  10. Интернаты для тугоухих детей. Эффективность реабилитации при нарушениях слуха в интернатах

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: