Раннее применение слуховых аппаратов. Профилактика немоты у глухих детей

Особого внимания заслуживают случаи раннего применения слуховых аппаратов для обучения детей [Huizing]. Рассмотрим их подробнее.
Первое наблюдение: ребенок пострадал в возрасте 3 мес после менингита. В 6 мес была заподозрена глухота. Ежедневное ношение слухового аппарата было предписано в возрасте 16 мес. К 8 годам активный словарный запас ребенка—1500 слов. В школе учится успешно. Понижение слуха в диапазоне др 2000 Гц составляло от 80 до 100 дБ. Более интересен второй случай, описанный очень подробно. Понижение слуха было замечено в возрасте 4 мес. Был рекомендован слуховой аппарат. Родители получили подробные инструкции об использовании слухового аппарата для обучения ребенка. Вложение вкладыша (телефона) слухового аппарата в ушную раковину прошло без затруднений. Включение аппарата на малую интенсивность не вызвало у ребенка реакции.

При большом усилении были обнаружены безошибочные реакции на звуковые сигналы. Было рекомендовано ежедневное ношение аппарата на оба уха при высоком уровне усиления. Интересно, что в первый день дома на включение слухового аппарата ребенок вообще не реагировал. На второй день он проявил некоторое беспокойство. На 3—4-й день и далее он явно показывал, что звуки им воспринимаются (это было видно по мимике ребенка). На 11-й день у ребенка возникала реакция на звук в форме замирания или вздрагивания. Мать могла разбудить его, хлопая в ладоши на расстоянии 0,5 м от микрофона. Без аппарата ничего подобного не было.

С первого дня «слушания» родители привлекали внимание ребенка тем, что мать хлопала в ладоши, а отец свистел. На 17-й день у ребенка выработались условные рефлексы: при свисте он оглядывался на папу, а при хлопке в ладоши — на маму. Очень скоро слуховой аппарат стал для ребенка чем-то неотъемлемым. Вкладыш в ушной раковине уже не воспринимался им как посторонний предмет, а превратился как бы в естественный придаток уха. На четвертой неделе ношения слухового аппарата стало очевидно, что ребенок пытается активно отыскать источник звука. На пятой неделе стало заметно, что ребенок испытывает явное удовольствие при включении слухового аппарата. С этого времени началась игра ребенка с собственным голосом, когда посредством микрофона он обращался сам к себе, произнося «а — а». Эта вокализация способствовала развитию остатков слуха ребенка, стимулируя его голосовую активность и развивая слуховой самоконтроль голоса.

слухопротезирование детей

В возрасте 9 мес, т. е. после постоянного ношения слухового аппарата в течение трех месяцев, ребенок адекватно реагировал на ряд «бытовых» звуков, пытался найти их источник, приобрел привычку слушать и смотреть на родителей, когда они говорят, т. е. установочную реакцию прислушивания. Слуховой контроль собственного голоса получил дальнейшее развитие. После того как ребенок научился слушать, началось обучение пониманию речи на слух.

Постоянное распознавание знакомых звуков способствовало возрастанию у ребенка чувства безопасности и побуждало его «завоевывать окружающее пространство»: он начал ползать, а затем хорошо ходить, сохраняя равновесие. В возрасте около 12 мес он адекватно реагировал на слово «нельзя». В возрасте 15 мес откликался на свое имя, а когда кто-нибудь звал его «Иди сюда!», он оставлял свою игру и подходил. К концу второго года родителям был дан совет увеличить слуховую тренировку, добавив работу со звукоусиливающей аппаратурой настольного типа.

К моменту публикации сообщения ребенку исполнилось два года. Он начал называть отдельные предметы, «активный» словарь содержал более 80 слов. Рост «пассивного» словаря существенно преобладает над ростом «активного» словаря: к двум годам количество слов, понимаемых ребенком, составило более 200. Следует обратить внимание на плоский рельеф тональной аудиограммы у этого ребенка, понижение слуха на всем частотном диапазоне составляло 75—80 дБ.

На основании приведенных в публикации данных сделано заключение, что даже в случаях серьезных нарушений слуха возможно предотвращение столь частой у глухих немоты. Обязательным условием для этого является раннее выявление понижения слуха и немедленное начало слуховой тренировки, лучше всего с первого же дня после обнаружения патологии.

Идея раннего слухопротезирования детей с нарушенным слухом получила широкое распространение во многих странах [Griffiths, Whetnall, Lafon; Veit, Bizaquet]. Имеются сообщения об успешном протезировании больших групп детей: Griffiths — 44 детей; Markides —120 детей; Sanguy, Olivier — 972 детей. Накоплен убедительный материал о положительном влиянии длительного ношения слухового аппарата на слуховую функцию ребенка.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Реабилитация детей с нарушениями слуха":
  1. Пример реабилитации слуха сына Веденберга - Стефана. Пример успешности слухопротезирования
  2. Обучение детей с нарушениями слуха. Звукоусиливающая аппаратура в педагогике тугоухих
  3. Раннее применение слуховых аппаратов. Профилактика немоты у глухих детей
  4. Югославский Центр реабилитации тугоухих детей. Сроки реабилитации детей с нарушениями слуха
  5. Индивидуальные и групповые занятия у тугоухих детей. Аппаратура для улучшения слуха детей
  6. Слуховые упражнения с тугоухими детьми. Подготовка детей с нарушением слуха к общей школе
  7. Материнская школа реабилитации тугоухих детей. Реабилитация детей с нарушением слуха в семье
  8. Стихийная реабилитация тугоухих детей дома. Аудиограмма для успешной реабилитации ребенка
  9. Примеры успешной реабилитации тугоухих детей. Значение семьи при нарушении слуха у ребенка
  10. Интернаты для тугоухих детей. Эффективность реабилитации при нарушениях слуха в интернатах

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: