Пример реабилитации слуха сына Веденберга - Стефана. Пример успешности слухопротезирования

Ярким примером успешной реабилитации является судьба сына профессора Веденберга — Стефана. Нарушение слуха у ребенка родители заметили п полтора года. Причину нарушения слуховой функции выяснить не удалось. В двухлетнем возрасте был поставлен диагноз «глухота». Несмотря на это, когда мальчику было два с половиной года, родители начали интенсивную тренировку его слуха. Это был перпый случай применения метода слуховой тренировки, разработанного Веденбергом.

После 14 мес тренировки, т. е. к трем годам и восьми месяцам, запас слов у мальчика составлял 25 слов, в этот же период были получены первые аудиометрические данные. Пороги слышимости на лучше слышащем ухе для различных тонов составляли: 250 Гц — 60 дБ, 50 Гц —75 дБ, 1000 Гц —95 дБ, 2000 Гц—100 дБ. На частоте 4000 Гц слуховая чувствительность отсутствовала.

Веденберг отмечает, что мальчик никогда не пользовался мимикой и жестами, желание говорить появилось у него очень рано. Свое первое предложение он произнес, когда ему было четыре года. В шесть с половиной лет его словарный запас составлял 600 слов. В возрасте семи лет он начал учиться в обычной школе, затем был переведен в класс слабослышащих при нормальной школе. По окончании школы поступил в Университет в Стокгольме, где учился наравне с остальными.

Интересно отметить, что Стефан изучал несколько языков, причем наибольшую трудность для него представляло усвоение родного шведского языка, а также английского. Гораздо больше он преуспевал в немецком и французском. Можно предположить, что это было обусловлено акустическими особенностями языков.

Слуховым аппаратом мальчик пользовался, хотя разборчивость речи от этого почти не улучшалась. Характеризуя речь сына, Веденберг сообщает, что все признаки речи, за исключением мелодического акцента, были близки к норме. Как показало исследование с помощью специального теста, речь Стефана Веденберга была почти полностью понятна окружающим. Запас слов к моменту проведения теста, когда Стефан являлся студентом университета, был очень большой и вполне соответствовал словарному запасу взрослого человека с высоким уровнем развития; структура предложений была нормальной, в среднем они содержали восемь слов.

реабилитация слуха у сына веденберга

Из истории слухоречевого развития ребенка известно, что мальчик сам изменил свое имя. Вследствие того, что в своем имени он не воспринимал ни одного звука, он назвал себя Дугласом. В этом имени он мог воспринять все звуки, кроме «с». При общении с друзьми и учителями каких-либо трудностей Стефан не испытывал. Мальчик обычно выбирал себе друзей старше себя по возрасту. В семь лет начал учиться игре на фортепиано, затем предпочел виолончель, но после года занятий прекратил занятия. В дальнейшем не играл, но любил слушать популярную музыку.

Известно, что Стефан Веденберг успешно закончил университет, владеет четырьмя языками, активно работает.
Видно, что произошло отчетливое понижение порогов слышимости чистых тонов 500 и 1000 Гц (на 15 дБ), порог для частоты 250 Гц остался без изменений. В области высоких частот (2000 и 4000 Гц) в 16-летнем возрасте слух отсутствовал. Произошли изменения порогов слышимости и рельефа аудиограммы, которые мы склонны рассматривать как результат слуховой тренировки. Понижение слуховой чувствительности, обнаруженное в области высоких частот, также неоднократно встречалось нам при аудиометрических измерениях порогов слуха, производимых повторно с большими интервалами между ними.

Этот факт заслуживает специального исследования, в настоящее время его происхождение остается неясным.
Большой интерес представляет также рассмотрение приведенных аудиометрических данных с точки зрения оценки средней потери слуха. Попытки рассчитать потерю слуха по общепринятому способу, т. е. по порогам частот 500, 1000 и 2000 Гц (а тем более по частотам 500, 1000, 2000 и 4000 Гц), неизбежно привели бы к заключению о наличии глухоты.

Между тем, успех, реально достигнутый в данном случае в результате интенсивней слуховой тренировки, убедительно свидетельствует о возможности обучить ребенка понимать речь и говорить, пользуясь слухом в ограниченном диапазоне частот (до 1000 Гц) и полностью обходясь без мимики и жестов для общения с окружающими. Расчет средней потери слуха по предлагаемому нами способу, т. е. в рабочем диапазоне (по порогам частот 250, 500 и 1000 Гц), позволяет правильно оценить потенциальные возможности остаточного слуха ребенка, так как этот расчет производится с учетом реально используемого диапазона частот.

Величина средней потери слуха в рассматриваемом случае составляет при этом способе оценки 67 дБ. Безусловно, такой случай является трудным для обучения на основе остаточного слуха. Однако он стал ярким и широко известным примером максимального использования потенциальных возможностей слуховой системы ребенка. Можно утверждать, что в данном случае потенциальные возможности превратились в реальные, т. е. были полностью использованы в результате длительной и упорной слуховой тренировки.

Выше уже упоминалось, что группа из 36 детей представляла собой первый случай массового применения метода слуховой тренировки профессора Веденберга. В дальнейшем был накоплен значительный опыт обучения методом интенсивной слуховой тренировки детей с тяжелыми степенями нейросенсорной тугоухости, рассматривавшимися ранее как глухота. Успех обучения во всех случаях зависел от раннего начала и интенсивности слуховой тренировки.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Реабилитация детей с нарушениями слуха":
  1. Пример реабилитации слуха сына Веденберга - Стефана. Пример успешности слухопротезирования
  2. Обучение детей с нарушениями слуха. Звукоусиливающая аппаратура в педагогике тугоухих
  3. Раннее применение слуховых аппаратов. Профилактика немоты у глухих детей
  4. Югославский Центр реабилитации тугоухих детей. Сроки реабилитации детей с нарушениями слуха
  5. Индивидуальные и групповые занятия у тугоухих детей. Аппаратура для улучшения слуха детей
  6. Слуховые упражнения с тугоухими детьми. Подготовка детей с нарушением слуха к общей школе
  7. Материнская школа реабилитации тугоухих детей. Реабилитация детей с нарушением слуха в семье
  8. Стихийная реабилитация тугоухих детей дома. Аудиограмма для успешной реабилитации ребенка
  9. Примеры успешной реабилитации тугоухих детей. Значение семьи при нарушении слуха у ребенка
  10. Интернаты для тугоухих детей. Эффективность реабилитации при нарушениях слуха в интернатах

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: