Регистрация электрических сигналов слуховой системы. Транстимпанальная электрокохлеография

Методики, основанные на регистрации электрических явлений, возникающих в различных отделах слухового анализатора в ответ на действие акустических сигналов, называют иногда «прямыми методами измерения слуха» [Meyerson]. Этим как бы подчеркивается независимость получаемого результата от активного участия или, наоборот, неучастия пациента в исследовании.

Первые попытки применения методики электроэнцефалографии (ЭЭГ) для оценки состояния слуха были предприняты более двадцати лет назад [Giddoll, Withrow, Goldstein и др.]. Определение пороговых интенсивностей предъявляемых звуковых сигналов по появлению изменений в электроэнцефалограмме пациента представляло тогда чрезвычайно трудоемкую процедуру, что препятствовало широкому распространению методики. В последнее время появились исследования, выполненные с применением специальных устройств, позволяющих производить автоматическую обработку данных.
В клинической практике применяют несколько способов регистрации электрических сигналов слуховой системы. В работе, содержащей обзор различных способов [Davis], дается критическое рассмотрение большинства методик.

Методика транстимпанальной электрокохлеографии характеризуется как достаточно точная и технически несложная. Она заключается в регистрации потенциалов действия, отводимых активным электродом, введенным в полость среднего уха и расположенным вблизи круглого окна. Необходимость пунктировать барабанную перепонку вынуждает прибегать к наркозу. Имеются сообщения о результатах исследования детей таким способом [L'electro-cochleogramme..., Portmann, Ncgrevergne, Bergholtz e. a.].

слуховая система ребенка

В первом исследовании при помощи такой методики проводили исследование слуха у детей различного возраста (от 1 мес до 12 лет). В возрасте от 8 до 12 лет применяли местную анестезию, у детей от 1 мес до 7 лет использовали наркоз. В работе анализируются основные характеристики ответной реакции: амплитуда и латентный период электрокохлео-граммы при различных уровнях акустической стимуляции. Отмечается ценность полученной информации для суждения о природе слуховых нарушений.

Большое распространение получила методика регистрации электрокохлеограммы «нехирургическим» путем [Yoshie, Yamaura, Yoshie, Ohashi, Montandon и др.]. При исследовании один электрод фиксируют на задней стенке наружного слухового прохода вблизи барабанной перепонки, другой — на мочке уха, третий — на лбу. Интенсивность акустических сигналов увеличивают до уровня, при котором обнаруживается потенциал действия.

Исследование на взрослых людях с нормальным слухом показало, что «порог» у них при этой методике равен 70 дБ [Montandon, 1976], поскольку отчетливый ответ был обнаружен только при интенсивности звукового сигнала («щелчка») в 70 дБ (относительно нормального порога слуха). В работе приводятся данные исследования 8 больных (4 детей в возрасте от 1 до 15 лет и 4 взрослых). Показана возможность ориентировочной оценки состояния слуха у умственно отсталых детей и детей первых лет жизни. Подчеркивается, что преимуществом методики является ее простота.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Оценка слуха у детей":
  1. Реабилитация тугоухих детей. Проблема детской нейросенсорной тугоухости
  2. Выявление нарушений слуха у детей. Значение диагностики детской тугоухости
  3. Остаточный слух у детей. Развитие реабилитации детей с нарушением слуха
  4. Диагностика нарушений слуха у детей и проблемы обследования
  5. Исследование слуха безусловным ориентировочным рефлексом
  6. Рефлекс Моро в оценке слуха. Исследование слуха у детей первого года жизни
  7. Условнорефлекторная оценка слуха у детей и ее эффективность
  8. Оценка слуха детей по мигательной реакции и движению глаз и головы
  9. Игровые методики оценки слуха у детей
  10. Регистрация электрических сигналов слуховой системы. Транстимпанальная электрокохлеография

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: