Игровые методики оценки слуха у детей
Несомненный интерес представляет вариант методики, использованный для определения способности ребенка к различению звуковых сигналов, например синтетических гласных, воспринимаемых как звуки «а» и «и», произнесенные мужским или женским голосом [Голузина А. Г., Лях Г. С, Кудрявцева А. Е., Методика исследования...]. В этом случае предъявление одного сигнала подкреплялось движением светового «зайчика» вправо, а другого — движением влево. Звуковые сигналы подавали одновременно через оба динамика.
По существу все перечисленные варианты условнорефлекторных методик, связанных с подкреплением в форме показа какого-либо предмета (игрушки) или иного зрительного стимула (светового сигнала), можно считать игровыми методиками. Однако собственно игровыми принято называть такие методики, при которых участие ребенка выражается в более активной форме. Ниже эти методики, получившие наиболее широкое распространение в детской аудиологической практике, описаны подробно.
Показателем обнаружения звукового сигнала в большинстве методических приемов служит предварительно вырабатываемая двигательная реакция руки ребенка (нажатие кнопки или педали). Подкреплением при выработке условной реакции является обычно показ игрушки или картинки, а в некоторых случаях — включение ребенка в какую-либо игровую ситуацию (например, снятие колец с пирамидки, бросание кубиков в корзинку и т. п.).
Впервые игровая методика была предложена еще в 1947 г. [Dix, Hallpike]. В качестве подкрепления была использована проекция на экран цветных картинок. Все последующие варианты методики игровой аудиометрии отличались лишь характером подкрепления. В одних вариантах для этой цели применялись картинки или диапозитивы [Нейман Л. В., Лубовский В. И., Покрывалова К. П., Митринович-Моджеевска А., Ошерович A.M., Miller, Motta e. a.].
Результаты исследований свидетельствуют о том, что показ диапозитивов является адекватным способом подкрепления для детей в возрасте от 5 до 7 лет, а для детей от 2 до 5 лет такое подкрепление оказывается недостаточно эффективным.
В других вариантах игровой аудиометрии подкреплением служило приведение в движение электрических или механических игрушек [Косачева А. П., Лифанов В. Л., Denmark, Ghirlanda и др.]. Относительно этого вида подкрепления необходимо заметить следующее. В связи с тем, что в течение всей процедуры исследования игрушка находится в поле зрения ребенка, его реакция на новизну предмета довольно быстро угасает. Сохраняется лишь реакция на движение игрушки, также угасающая при повторном приведении игрушки в движение.
Поэтому данный способ подкрепления нельзя признать вполне подходящим для исследования детей младшей возрастной группы. Более удачным подкреплением для таких детей оказался показ различных кукол или игрушек [Лесак Я., Guilford, Haug]. Применялись наборы игрушек, в которых каждая игрушка соответствовала определенному тону. Так, например, в установке Я. Лесака тон 125 Гц подкреплялся показом «слона», а тон 4000 Гц—показом «птички».
Один из вариантов подкрепления, имеющий некоторые преимущества, применяется при игровой тональной аудиометрии, которая систематически осуществляется в НИИ ЛОР Санкт-Петербурга.
- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"
Оглавление темы "Оценка слуха у детей":- Реабилитация тугоухих детей. Проблема детской нейросенсорной тугоухости
- Выявление нарушений слуха у детей. Значение диагностики детской тугоухости
- Остаточный слух у детей. Развитие реабилитации детей с нарушением слуха
- Диагностика нарушений слуха у детей и проблемы обследования
- Исследование слуха безусловным ориентировочным рефлексом
- Рефлекс Моро в оценке слуха. Исследование слуха у детей первого года жизни
- Условнорефлекторная оценка слуха у детей и ее эффективность
- Оценка слуха детей по мигательной реакции и движению глаз и головы
- Игровые методики оценки слуха у детей
- Регистрация электрических сигналов слуховой системы. Транстимпанальная электрокохлеография