Оценка слуха детей по мигательной реакции и движению глаз и головы

В ряде работ отечественных авторов была с успехом применена методика исследования слуховой чувствительности с помощью условной мигательной реакции. По данным Р. В. Авакяна, чувствительность звукового анализатора взрослого человека может измеряться указанным методом с большой степенью точности. В исследованиях на детях было показано некоторое преимущество условной мигательной реакции перед другими методиками [Касаткин Н. И., Нечаева И. П., Крючкова А. П., Островская И. М.]. Прежде всего, была отмечена хорошая выраженность мигательной реакции даже у двухмесячных детей.

Было подчеркнуто также, что слабая струя воздуха, направляемая на глаз и служащая подкреплением при выработке условной мигательной реакции, является вполне «безобидной» в сравнении с болевым подкреплением в виде слабого удара током, который применяют при выработке условной КГР.

Данные Н. И. Касаткина, И. П. Нечаевой, Г. С. Лях свидетельствуют о возможности оценки дифференциальной чувствительности слухового анализатора детей с помощью условной мигательной реакции, начиная с 4-месячного возраста. В исследованиях А. М. Марусевой условная мигательная реакция была применена для измерения остроты слуха детей в возрасте от 6 мес до 4 лет. Результаты исследования показали, что слуховые пороги детей в среднем выше порогов взрослого человека на 20—25 дБ. Показано также, что у детей, не достигших полуторагодовалого возраста, пороги слуха в среднем на 3—5 дБ выше по сравнению с порогами детей более старшего возраста.

оценка слуха у детей

При исследовании слуха детей первых трех лет жизни широкое применение получили методики, основанные на выработке у ребенка условнорефлекторных движений глаз (и головы) вправо и влево в сторону источника звукового сигнала. В отличие от упомянутого ранее теста локализации звука [Ewing], являющегося компонентом безусловного ориентировочного рефлекса, рассматриваемые приемы состоят в предварительном образовании условных реакций путем сочетания звукового сигнала с показом или подсветкой игрушек, расположенных справа и слева от ребенка.

Это уменьшает вероятность ошибки при оценке реакций. В одной из ранних работ [Suzuki, Ogiba] эти реакции, названные «условными реакциями ориентации», исследовали, предъявляя звуковые сигналы бинаурально через один из двух динамиков, расположенных справа и слева от ребенка. Это позволило проводить исследование слуха и в тех случаях, когда не удавалось использовать головные телефоны. Данные, полученные в этом исследовании на 115 детях первых лет жизни, свидетельствуют о том, что у детей в возрасте от 1 до 3 лет в большинстве случаев могут быть получены вполне удовлетворительные результаты, т. е. пороги слышимости для основных частот.

У детей старше трех лет удовлетворительные результаты получаются реже, чем в младшей возрастной группе. Для объяснения этого факта высказано предположение о недостаточной «заинтересованности» старших детей в процедуре исследования и о том, что для них более подходящей оказалась бы методика игровой тональной аудиометрии. Еще менее удовлетворительными оказались результаты исследования детей первого года жизни: успех был достигнут только у 5 из 13.
Аналогичные данные были получены в другом исследовании [Motta е. а.], где также был применен вариант этой методики.

Таким образом, методический прием, заключающийся в выработке условных ориентировочных реакций (движений головы или глаз ребенка вправо или влево) на звуковые сигналы в свободном звуковом поле, оказался наиболее адекватным для исследования детей в возрасте от 1 до 3 лет.
Существуют многочисленные модификации описанного приема исследования [Мухина-Короткова Т. К.. Лифанов В. Л., Мороз Б. С, Методика исследования, Motta е. а.].

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Оценка слуха у детей":
  1. Реабилитация тугоухих детей. Проблема детской нейросенсорной тугоухости
  2. Выявление нарушений слуха у детей. Значение диагностики детской тугоухости
  3. Остаточный слух у детей. Развитие реабилитации детей с нарушением слуха
  4. Диагностика нарушений слуха у детей и проблемы обследования
  5. Исследование слуха безусловным ориентировочным рефлексом
  6. Рефлекс Моро в оценке слуха. Исследование слуха у детей первого года жизни
  7. Условнорефлекторная оценка слуха у детей и ее эффективность
  8. Оценка слуха детей по мигательной реакции и движению глаз и головы
  9. Игровые методики оценки слуха у детей
  10. Регистрация электрических сигналов слуховой системы. Транстимпанальная электрокохлеография

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: