Условнорефлекторная оценка слуха у детей и ее эффективность

Методики измерения слуха с помощью предварительно вырабатываемых условных реакций получили довольно широкое применение при исследовании слуховой функции детей. При выборе реакции, принимаемой за показатель обнаружения звука, следует учитывать необходимость многократного применения безусловного подкрепления с целью упрочения условной реакции.

В связи с этим едва ли может быть рекомендовано широкое применение методик, связанных с болевым подкреплением, а также основанных на пищевом подкреплении, поскольку последнее может нарушить режим питания ребенка.
В литературе имеется серия работ 50—60-х годов, в которых представлены результаты исследований слуха детей первых лет жизни с помощью условной кожно-гальваничсской реакции (КГР), вырабатываемой при болевом подкреплении [Бухман Л. А., Bordley, Hardy, Maspetiol, Gougerot, Sur des methodes..., Bordley, Vamada]

Некоторым авторам удалось провести измерения слуха довольно больших групп детей дошкольного возраста с использованием методики условной КГР. В одном из исследований приведены результаты, полученные на 513 детях в возрасте от 2 до 6 лет, причем у 485 было выявлено нарушение слуха [Bordley]. Отмечено, что средняя величина потери слуха (по порогам слышимости чистых тонов 500, 1000 и 2000 Гц) для всей обследованной группы составила 57,8 дБ (над нормальным порогом слуха). Полученные данные обсуждаются в работе с точки зрения пригодности остаточного слуха для развития речи у детей.

оценка слуха у детей

В другом исследовании представлены результаты измерения слуха 324 детей в возрасте от 1 до 6 лет (Barr). У детей в возрасте до двух с половиной лет измерение слуха по кожно-гальваническим реакциям удалось произвести только в 50% случаев. Для более старших детей пороговые величины слуха были найдены в 85% случаев. Эти пороги оказались удовлетворительно совпадающими с результатами игровой тональной аудиометрии, о которой далее сказано подробно.

Характеризуя скорость образования условных кожно-гальванических реакций у детей, Л. А. Бухман сообщил, что для выработки рефлексов у нормально слышащих детей потребовалось от 3 до 12 сочетаний условного и безусловного раздражителей. Интенсивность звукового сигнала на 40—60 дБ превышала соответствующие пороги взрослых людей с нормальным слухом. У детей с тяжелой тугоухостью удалось выработать условную КГР на тоны 500 и 1000 Гц только при интенсивности 95—120 дБ. В исследовании было установлено также, что у детей с умеренной тугоухостью условные кожно-гальванические реакции возникают при интенсивности, на 15— 25 дБ превышающей пороги слуха, измеренные обычной тональной аудиометрией.

Анализируя причины неудач, имевших место в ряде случаев при измерении слуха методом условного кожно-гальванического рефлекса, исследователи отметили следующее: 1) на первом и втором годах жизни ребенка кожно-гальванический рефлекс может отсутствовать или быть очень слабым из-за низкой активности симпатической системы или из-за высокого кожного сопротивления, 2) у более старших детей слишком высока спонтанная кожно-гальваническая активность, что сильно затрудняет выделение на этом фоне ответов на звуковые сигналы.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Оценка слуха у детей":
  1. Реабилитация тугоухих детей. Проблема детской нейросенсорной тугоухости
  2. Выявление нарушений слуха у детей. Значение диагностики детской тугоухости
  3. Остаточный слух у детей. Развитие реабилитации детей с нарушением слуха
  4. Диагностика нарушений слуха у детей и проблемы обследования
  5. Исследование слуха безусловным ориентировочным рефлексом
  6. Рефлекс Моро в оценке слуха. Исследование слуха у детей первого года жизни
  7. Условнорефлекторная оценка слуха у детей и ее эффективность
  8. Оценка слуха детей по мигательной реакции и движению глаз и головы
  9. Игровые методики оценки слуха у детей
  10. Регистрация электрических сигналов слуховой системы. Транстимпанальная электрокохлеография
Кратко о сайте:
Медицинский сайт MedicalPlanet.su является некоммерческим ресурсом для всеобщего и бесплатного развития медицинских работников.
Материалы подготовлены и размещены после модерации редакцией сайта, в составе которой только лица с высшим медицинским образованием.
Ни один из материалов не может быть применен на практике без консультации лечащего врача.
Вопросы, замечания принимаются по адресу admin@medicalplanet.su
По этому же адресу мы оперативно предоставим вам координаты автора, заинтересовавшей вас статьи.
Если планируется использование отрывков размещенных текстов - обязательно размещение обратной ссылки на страницу источник.