Рефлекс Моро в оценке слуха. Исследование слуха у детей первого года жизни

В ряде тестов критерием того, что ребенок слышит, служило возникновение рефлекса Моро в различной степени его проявления [Suzuki, Sato, Hardy]. Рефлекс Моро имеет врожденный характер и проявляется в резких «случайных» движениях, возникающих у грудных детей в ответ на звуковую стимуляцию (рефлекс вздрагивания). В качестве источника звуковых сигналов было предложено использовать специально сконструированную трещотку, дающую сигнал интенсивностью 60 дБ (по показаниям измерителя звукового давления) с широким диапазоном частот [Hardy].

При обследовании 2000 грудных детей положительные ответы на звук трещотки были обнаружены у большинства из них (98%) уже начиная с возраста 48 ч. Остальные 40 детей, как было подтверждено в дальнейшем, действительно оказались тугоухими. Таким образом, было показано, что отсутствие ответа на звук трещотки является достоверным признаком недостаточности слуховой функции.

Описан способ исследования слуха путем оценки изменений общей двигательной активности новорожденных и грудных детей с помощью акселерометра, вмонтированного в кроватку ребенка и отмечающего ее колебания [Preston е. а.]. Акустические сигналы (тон 1000 Гц и синтетические гласные) длительностью 5с и интенсивностью 80 дБ (над 2 X 10-5 Н/м2) предъявляли детям с интервалами 10— 30с через наушники. Исследованию было подвергнуто 10 детей. В ответ на действие звуковых сигналов у семи детей интенсивность двигательной активности увеличилась, у остальных — уменьшилась.
Несмотря на то, что для выявления изменений двигательной активности детей в работе был использован компьютер, применение методики для указанных целей представляет, по признанию авторов, большую трудность.

Был предложен тест, основанный на регистрации безусловных двигательных реакций ребенка (движений головы или глаз по направлению к источнику звуковых сигналов). Этот тест может быть применен при обследовании детей, начиная с 7-месячного возраста [Ewing, Ewing, Ewing, Ewertsen].

Интересные данные, характеризующие слуховую функцию детей первого года жизни, были получены при использовании чрезвычайно простого приема [Ноversten, Moncur]. В период звучания сигнала и сразу после него два наблюдателя оценивали визуально и записывали, одновременно и независимо друг от друга, все компоненты ориентировочного рефлекса ребенка: расширение глазных щелей, движения глаз, уменьшение или прекращение двигательной активности, взгляд в сторону наблюдателя и др. Затем записи взаимно корректировали.

рефлекс моро в оценке слуха

Исследование было проведено на двух группах детей в возрасте трех и восьми месяцев. В качестве звуковых стимулов использовали чистые тоны 500 и 4000 Гц, белый шум, музыку. Результаты исследования свидетельствуют о том, что для получения 50% положительных ответов на звук у детей трехмесячного возраста требуется интенсивность сигналов в среднем около 45 дБ относительно нормального порога слуха; для восьмимесячных — в среднем 34 дБ. Для получения ответов с большей вероятностью (80% случаев) потребовалось предъявление более интенсивных сигналов: для трехмесячных детей — 75 дБ, для восьмимесячных — 60 дБ.
Следует заметить, что интенсивности звука 60— 70 дБ могут быть пороговыми для появления двигательных реакций, но они, вероятно, существенно превышают порог восприятия звуковых сигналов.

Вряд ли можно полагать, что сигналы пороговой для слуховой системы интенсивности в какой-либо возрастной период действительно достаточны и для появления безусловного ориентировочного рефлекса. Каким же должен быть для детей уровень сигнала над «нулевым» порогом нормально слышащих взрослых, чтобы вызвать ориентировочный рефлекс?

Имеется сообщение, что только в редких случаях дети в возрасте от 10 мес до 1,5 лет давали реакцию на сигнал интенсивностью 20 дБ над абсолютным уровнем звукового давления 2-10-6 Н/м2 [DiCarlo, Bradley]. В большинстве же случаев уровень интенсивности сигнала, необходимого для возникновения рефлекса, был значительно большим (60— 70 дБ), что соответствовало данным других исследователей [Clifton е. а., Hoversten, Moncur и др.].

Особенностями безусловных ориентировочных реакций, по заключению ряда авторов, являются значительный индивидуальный разброс и быстрое угасание при повторном предъявлении сигналов. Подводя итог, можно отметить, что рассмотренным методикам, основанным на регистрации безусловных реакций, свойственны некоторые общие достоинства и недостатки. К достоинствам следует отнести то, что, во-первых, исследование может быть проведено без какой-либо предварительной подготовки или тренировки испытуемого, и, во-вторых, ответы при отсутствии нарушений слуховой функции можно вызвать у подавляющего большинства детей.

Общим недостатком следует считать малую чувствительность этих методик, поскольку даже у детей без нарушения слуха реакции обнаруживаются лишь при значительных интенсив-ностях звуковых сигналов. Иными словами, методики удобны для получения качественного ответа на вопрос: «слышит или не слышит»?».

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Оценка слуха у детей":
  1. Реабилитация тугоухих детей. Проблема детской нейросенсорной тугоухости
  2. Выявление нарушений слуха у детей. Значение диагностики детской тугоухости
  3. Остаточный слух у детей. Развитие реабилитации детей с нарушением слуха
  4. Диагностика нарушений слуха у детей и проблемы обследования
  5. Исследование слуха безусловным ориентировочным рефлексом
  6. Рефлекс Моро в оценке слуха. Исследование слуха у детей первого года жизни
  7. Условнорефлекторная оценка слуха у детей и ее эффективность
  8. Оценка слуха детей по мигательной реакции и движению глаз и головы
  9. Игровые методики оценки слуха у детей
  10. Регистрация электрических сигналов слуховой системы. Транстимпанальная электрокохлеография

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: