Исследование слуха безусловным ориентировочным рефлексом

Хронологически наиболее ранними являются попытки оценить слуховую чувствительность детей с помощью различных проявлений безусловного ориентировочного рефлекса на звук. Ориентировочный рефлекс, присущий всем живым организмам с рождения, был метко определен И. П. Павловым как рефлекс «Что такое?». Он возникает в ответ на действие сигналов различной модальности и проявляется в изменении всех видов «текущей деятельности» организма.
Для целей исследования слуха было предложено использовать различные проявления ориентировочного рефлекса, возникающие в ответ на подачу звукового стимула.

Из числа вегетативных реакций организма регистрировали сердечно-сосудистые [Виноградова О. С, Соколов Е. Н., Меунаргия Р. В., Ширшкова И. Т., Clifton е. а., Graham е. а., Clifton, Meyers, Eisenberg], дыхательные [Бронштейн А. И., Петрова Е. П. Сийрде Э. К. и соавт., Rousey е. а., Steinschneicher, Bradford e. a., Bradford и др.]., а также комплексы вегетативных реакций [Гершуни Г. В., Авакян Р. В., Фельбербаум Р. А., Auditory responsivity, Hoversten, Moncur и др.].

безусловный рефлекс в оценке слуха детей

Опыт регистрации различных компонентов врожденного безусловного ориентировочного рефлекса свидетельствует о том, что выраженность этого рефлекса сильно варьирует у различных индивидуумов: у одних реакции часто возникают спонтанно, тогда как у других они обнаруживаются лишь при большой интенсивности звуковых сигналов. Кроме того, ответные реакции на звук могут иметь различный характер в зависимости от возраста.

Например, у новорожденных чистые тоны интенсивностью 76 дБ (относительно абсолютного уровня звукового давления 2-10-5 Н/м2) вызывают учащение сердцебиений, а у 4-месячных детей — урежение [Clifton e. a.]. Сигналы меньшей интенсивности не вызывают стойких ответов ребенка. Показано, что выявление глухоты возможно даже в период внутриутробного развития плода: изменение частоты его сердечных сокращений под влиянием звуковых стимулов, поданных на брюшную стенку матери, свидетельствует о наличии слуха [Wedenberg, Bench e. a.].

При исследовании слуховой чувствительности детей первых дней жизни методом одновременной регистрации нескольких проявлений ориентировочного рефлекса (изменений дыхания и частоты пульса, электромиограммы) четкие ответы удалось получить на звуковые сигналы интенсивностью не менее 75 дБ (над 2-10-5 Н/м2) [Auditory responsivity].

Широкое применение для целей исследования слуховой функции детей первого года жизни нашли также реакции, связанные с теми или иными движениями. Сюда следует отнести ауро-пальпебральный рефлекс [Дитцель К., Даль Д., Wedenberg, и др.]; глазодвигательные реакции [Ewing], сосательные [Бронштейн А. И., Петрова Е. П.], рефлекс Моро [Suzuki, Sato, Hardy], а также различные комплексы двигательных реакций [Гетце А., Preston е. а. и др.]. Остановимся подробнее на некоторых исследованиях.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Оценка слуха у детей":
  1. Реабилитация тугоухих детей. Проблема детской нейросенсорной тугоухости
  2. Выявление нарушений слуха у детей. Значение диагностики детской тугоухости
  3. Остаточный слух у детей. Развитие реабилитации детей с нарушением слуха
  4. Диагностика нарушений слуха у детей и проблемы обследования
  5. Исследование слуха безусловным ориентировочным рефлексом
  6. Рефлекс Моро в оценке слуха. Исследование слуха у детей первого года жизни
  7. Условнорефлекторная оценка слуха у детей и ее эффективность
  8. Оценка слуха детей по мигательной реакции и движению глаз и головы
  9. Игровые методики оценки слуха у детей
  10. Регистрация электрических сигналов слуховой системы. Транстимпанальная электрокохлеография

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: