Диагностика нарушений слуха у детей и проблемы обследования

Нормальная функция слухового анализатора имеет огромное значение для общего развития ребенка. Это определяется не только тем, что слуховой анализатор является одним из основных каналов, по которым ребенок получает сведения об окружающем мире, но и, главное, участием слуха в развитии речи. Поэтому, чем раньше будет обнаружен дефект слуха и установлен его объем, тем раньше могут быть приняты меры для использования остаточного слуха ребенка, и следовательно, тем меньше скажется наличие этого дефекта на общем развитии ребенка.
Иными словами, успех реабилитации в широком смысле слова во многом определяется ранней диагностикой тугоухости.

Несмотря на то, что данные, характеризующие процесс становления слуховой функции в онтогенезе, представляются чрезвычайно важными как для теории формирования сенсорных систем, так и для практической медицины, проблема наиболее адекватного методического подхода к исследованию слуха детей и оценки результатов таких исследований до сих пор не может считаться решенной. Особенно большие трудности возникают при исследовании новорожденных детей, а также детей первых лет жизни.

При измерении слуха у взрослых людей вполне удовлетворительные результаты обычно получают на основе словесного отчета испытуемого, которого предварительно инструктируют. Однако совершенно очевидно, что этот способ исследования не может быть использован при измерении слуха детей младшего возраста (до 2—3 лет), а также тугоухих детей, не владеющих речью.

нарушения слуха у детей

В течение пяти последних десятилетий усилия многих исследователей были направлены в основном на поиски методических приемов, позволяющих получать достоверные сведения о состоянии слуха детей первых лет жизни. Естественно, что не может быть какой-либо единственной, общепринятой и универсальной методики, удовлетворяющей разнообразные требования исследователей. Каждая из них обладает своими преимуществами и недостатками, а выбор той или иной методики обычно обусловлен конкретными условиями и задачами исследования.

Вопрос о способах исследования слуховой функции детей обсуждался в литературе неоднократно. Все существующие и описанные в литературе методики исследования слуха у детей раннего возрастного периода могут быть отнесены к одной из трех следующих групп: 1) методики, основанные на регистрации различных проявлений безусловного ориентировочного рефлекса на звук, 2) условнорефлекторные методики, 3) методики, основанные на регистрации электрических сигналов, возникающих в различных отделах слуховой системы.

На нашем сайте рассмотрены особенности методик, относящихся к этим трем группам, сделана попытка их сопоставления и критической оценки. Подробно описана разработанная авторами методика, которая систематически используется в работе по реабилитации детей с нарушенным слухом, осуществляемой лабораторией физиологии и патологии слуха Ленинградского научно-исследовательского института по болезням уха, горла, носа и речи.

Содержатся также результаты анализа литературных данных, относящихся к вопросу о нестабильности слуховых порогов у нормально слышащих детей первых лет жизни. Приводится собственный фактический материал об изменении аудиометрических данных детей, страдающих нейросенсорной тугоухостью. Обсуждаются проблемы интерпретации тональных аудиограмм детей дошкольного возраста и постановки диагноза. Анализируются причины ошибок в диагностике нарушений слуха у детей, намечаются пути их устранения.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Оценка слуха у детей":
  1. Реабилитация тугоухих детей. Проблема детской нейросенсорной тугоухости
  2. Выявление нарушений слуха у детей. Значение диагностики детской тугоухости
  3. Остаточный слух у детей. Развитие реабилитации детей с нарушением слуха
  4. Диагностика нарушений слуха у детей и проблемы обследования
  5. Исследование слуха безусловным ориентировочным рефлексом
  6. Рефлекс Моро в оценке слуха. Исследование слуха у детей первого года жизни
  7. Условнорефлекторная оценка слуха у детей и ее эффективность
  8. Оценка слуха детей по мигательной реакции и движению глаз и головы
  9. Игровые методики оценки слуха у детей
  10. Регистрация электрических сигналов слуховой системы. Транстимпанальная электрокохлеография

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: