Выявление нарушений слуха у детей. Значение диагностики детской тугоухости

Первым и очень важным этапом работы по реабилитации является раннее выявление нарушений слуха у детей и правильная оценка потенциальных возможностей их слуховой системы. Эта часть работы выполняется врачом. Следует подчеркнуть, что врач, работающий в детском сурдологопедическом кабинете, должен быть не просто отоларингологом, но и специалистом-аудиологом.

Правильная оценка состояния слуховой функции является крайне важной, поскольку от диагноза зависят все последующие мероприятия, от него во многом зависит, сможет ли ребенок освоить речь и пользоваться ею для общения с окружающими, или окажется обреченным на глухонемоту. Диагноз «глухота» уже сам по себе как бы заведомо исключает всякие попытки выработать у ребенка способность к восприятию речи и нормальному речевому общению.

Ошибка, допущенная на первом (аудиологическом) этапе реабилитации, неизбежно влечет за собой ряд последующих ошибок, уже педагогических, которые в конечном итоге могут привести ребенка, имеющего остаточный слух, в школу глухих.

Сопоставление данных многочисленных исследований, выполненных с применением различных методик, а также собственный опыт работы привели к заключению, что даже при очень тщательном выборе методики и строгом ее выполнении успех исследования слуха ребенка, и следовательно, прогноз во многом зависят от правильной интерпретации аудио-метрических данных, полученных в процессе измерения слуховых порогов.

нарушение слуха у детей

Особое внимание на сайте уделено игровой методике исследования слуха, поскольку до настоящего времени она продолжает оставаться самым доступным, адекватным и не менее, чем остальные методики, надежным способом измерения слуховой чувствительности у детей дошкольного возраста. Детально описана модификация методики игровой аудиометрии, разработанная авторами. Изложены результаты исследования слуха более 2000 детей, в том числе результаты повторных измерений порогов слуха у 100 детей в процессе длительной и систематической слуховой тренировки.

Показано, что аудиометрические данные у детей не являются стабильными, возможно существенное улучшение аудиометрических показателей, но обязательным условием для этого является проведение интенсивной систематической слуховой тренировки.

Правильная оценка степени нарушения слуха у ребенка возможна только в том случае, если она не ограничена однократным исследованием. В связи с этим возникает необходимость в некотором диагностическом периоде, обязательным элементом которого является слуховая тренировка продолжительностью от полугода до двух лет. Длительность диагностического периода зависит от степени потери слуха и интенсивности слуховой тренировки.

В течение этого периода ребенку должна быть предоставлена возможность прохождения тех начальных этапов слухоречевого развития, которые характерны для детей первых двух лет жизни с нормальным слухом. Только по прошествии такого периода становится возможным установление истинных порогов слуховой чувствительности ребенка. Практически это означает, что до истечения этого периода диагноз «глухота» вообще неправомочен.

С задачами диагностики непосредственно связана задача оценки потенциальных возможностей слуховой системы ребенка с нарушенным слухом. Поэтому специалист, работающий в сурдологопедическом кабинете, должен не только хорошо владеть методикой исследования слуха, что само по себе требует большого опыта, но и обладать запасом знаний по вопросам высшей нервной деятельности ребенка. Необходимо помнить, что при отсутствии у ребенка «слухового опыта», достигаемого только в процессе слуховой тренировки, результаты измерения будут обязательно заниженными, т. е. нарушение слуха будет казаться гораздо более значительным, чем оно есть на самом деле.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Оглавление темы "Оценка слуха у детей":
  1. Реабилитация тугоухих детей. Проблема детской нейросенсорной тугоухости
  2. Выявление нарушений слуха у детей. Значение диагностики детской тугоухости
  3. Остаточный слух у детей. Развитие реабилитации детей с нарушением слуха
  4. Диагностика нарушений слуха у детей и проблемы обследования
  5. Исследование слуха безусловным ориентировочным рефлексом
  6. Рефлекс Моро в оценке слуха. Исследование слуха у детей первого года жизни
  7. Условнорефлекторная оценка слуха у детей и ее эффективность
  8. Оценка слуха детей по мигательной реакции и движению глаз и головы
  9. Игровые методики оценки слуха у детей
  10. Регистрация электрических сигналов слуховой системы. Транстимпанальная электрокохлеография

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: