Исследование слуха речью. Степени нарушения слуха

Исследование слуха имеет целью установить:
1. Степень поражения слуха.
2. Место и вид поражения: звукопроводящий аппарат (среднее ухо) или звуковоспринимающий аппарат (лабиринт и слуховой нерв).

Все это удается довольно просто и точно установить с помощью исследования речью (ширина слуха для шопота и разговорной речи) и камертонами (продолжительность восприятия слуха при костной и воздушной проводимости и установление верхней и нижней границы слуха).

Исследование речью. Исследование речью имеет то преимущество, что немедленно получается заключепис о пригодности уха к практической жизни. Кроме того, повторепие больным произносимых врачом слов дает хороший контроль слышимости, и исследовапие не требует инструментария. Исследование обычно производится шопотной речью, и только при далеко зашедших двусторонних поражениях пользуются разговорной речью или громким голосом. Чтобы шопот имел всегда одинаковую силу, необходимо произносить слова не при полной сило выдыхания, а с помощью так называемого остаточного воздуха, т. е. тем количеством воздуха, которое остается в легких после обычного (не-форсировапного) выдыхания. Обычпо пользуются цифрами от 1 до 100.

Степень нарушения слуха. Нормально слышащий, но слышит шопот под открытым небом на расстоянии 20—25 м, конечно, нет необходимости производить исследование в большом помещении или под открытым небом. Для практических, клинических целей достаточна комната длиною 6 м. Если на таком расстоянии больпой разбирает все произпосимые топотом цифры, в особенности если произносить их повернувшись от исследуемого на 90° или 180° (отодвигание на двойное и тройное расстояние), то слух нормален или понижение его незначительно. Если в распоряжении врача еще меньшее помещение, то сначала пробуют слух, произнося цифры и слова с низкими звуками, которые и пормалыю слышащие воспринимают на более близком расстоянии, чтобы убедиться, есть ли какое-либо нопижепие слуха или нет.

исследование слуха речью

При установлении ширины слуха для шопотной речи и степени понижения слуха различают следующие градации:
1. Легкое понижепне слуха (шопот 4—6 м).
2. Понижение слуха сродней силы (шопот 1—4 м).
3. Резкое попижение слуха (шопот меньше 1 м).

Чтобы получить более точное представление о звукопроводимости для практических целой, пеобходимо производить исследовапие разговорной речью. Особенно стараются определить границу восприятия разговорной речи для обоих ушей одновременно (бинауральный слух).

Вид и локализация поражения слуха. Нормальное ухо лучше воспринимает высокие звуки, даже малой интенсивности, чем низкие звуки. Вследствие этого при сравнительном испытапии лучше слышны те слова, в которых преобладают свистящие звуки и гласная и (например, кисть, сиг, шить, жить, шесть). Слова, состоящие из низких звуков (гласные а, о, у) слышны хуже (напр., он, вон, море, одно). Концевой аппарат слуха менее чувствителен к восприятию низких звуков, чем высоких, почему при заболевании звукопроводящего аппарата (заболевания среднего уха, дефекты барабанной перепопки и слуховых косточек) при исследовании шопотной речью лучше слышны слова «кисть», «шесть», чем «вон», «одно».

Наоборот, при страданиях лабиринта или слухового нерва, т. е. при поражении звуковоспринимающего аппарата, главным образом и прежде всего понюкается восприятие высоких звуков, чувствительность к которым лабиринта наивысшая. Слова «кисть», «шесть» воспринимаются хуже и на более близком расстоянии, чем слова с низкими звуками «вон», «одно» (отношение обратпое норме). Таким образом при исследовании шопотной речью одновременно с установлением степени поражепия слуха, служащей для контроля при лечении и пр., можно также вывести заключение о способе и месте поражения слуха. Попижение восприятия слуха говорит за заболевание лабиринта и слухового нерва, а повреждение звукопроводимости — за заболевание среднего уха.

- Читать далее "Исследование слуха простыми звуками. Опыт Ринне"

Оглавление темы "Анатомия и исследование органа слуха":
  1. Анатомия органа слуха. Среднее ухо и евстахиева труба
  2. Барабанная полость. Барабанная перепонка
  3. Гистология среднего уха. Внутреннее ухо
  4. Анатомические отношения уха к соседним органам. Слуховая функция уха
  5. Исследование слуха речью. Степени нарушения слуха
  6. Исследование слуха простыми звуками. Опыт Ринне
  7. Диагностика односторонней глухоты. Исследование слуха речью и камертонами
  8. Аггравация легких понижений слуха. Симуляция глухоты
  9. Статическая функция уха. Исследование вестибулярного аппарата - вестибулярный нистагм
  10. Самопроизвольный (спонтанный) нистагм. Искусственный нистагм и фистульная проба

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: