Жалобы больных планируют решать «на месте»

Министерство здравоохранения РФ разработало проект программы государственных гарантий оказания медпомощи гражданам России на 2017-2019 годы. Проект, в частности, предполагает создание системы досудебного урегулирования претензий пациентов. Так, инциденты, связанные с отказом в оказании бесплатной медицинской помощи, а также прочие нарушения прав пациентов, по мнению Минздрава, должны решаться в досудебном порядке тремя сторонами: главными врачами клиник, Росздравнадзором и страховыми компаниями.
Отметим, что в нынешней программе впервые сделана попытка очертить круг лиц, ответственных за досудебное урегулирование претензий пациентов. При этом в список ответственных были включены не только страховые компании и чиновники, но и общественные организации. В частности, общественные советы при Росздравнадзоре по защите прав пациентов. Однако специалисты уже заявили, что новая программа Минздрава едва ли сделает российское здравоохранение более «пациентоориентированным». Для этого у клиник, страховщиков и общественников недостаточно полномочий.
К тому же, основная проблема, мешающая развитию российского здравоохранения, по мнению многих – это не недостатки системы урегулирования споров пациент-врач, а отсутствие конкуренции между лечебными учреждениями и платёжеспособного спроса на услуги докторов. Нет реальной конкуренции и среди страховых компаний. Негативными отзывами о «Ренессанс Страховании» , «Росгосстрахе» или, скажем, «Ингосстрахе» никого не удивишь. При выборе страховщика страхователи редко обращают внимание на подобную информацию.
Финансовый и правовой нигилизм россиян на фоне низкой информатизации сферы здравоохранения и медстрахования довершают картину проблем системы медпомощи РФ. В сфере медстрахования страны не существует платформ, функционально похожих на систему онлайн ОСАГО . Отсутствуют агрегаторы и полноценные информационные ресурсы, посвящённые программам добровольного медицинского страхования. Система обязательного медстрахования рассматривается большинством пациентов как продолжение бесплатного советского здравоохранения.

стоматол и пациент
И всё же очередная программа Минздрава могла бы принести пользу, если бы были выполнены некоторые условия.
Во-первых, главные врачи должны получить право перечислять пациентам деньги за моральный ущерб без решений суда. Сейчас такой платёж просто не пропустит Казначейство. Во-вторых, Росздравнадзор должен иметь право возбуждать административные производства. В страховой сфере не помешают ведомству элементарные полномочия самостоятельно инициировать санкции – вплоть до лицензионных отзывов. «Ренессанс Страхование», «Росгосстрах» и прочие компании могут быть лишены лицензий лишь Банком России.
В-третьих, необходимо мотивировать страховые компании, так как это частные коммерческие организации. При этом разумное вознаграждение за досудебное урегулирование спора могло бы заинтересовать не только страховщиков, но и общественников. В таком случае в скором времени можно было бы ожидать появления и информационных сервисов, повышающих защищённость пациентов и работающих, в том числе, и в режиме онлайн. ОСАГО совсем недавно обзавелось электронным автоюристом-ботом. Такой давно насущно необходим и в сфере медицинского обслуживания.

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: