Типы памяти. Механизмы работы памяти

Кратковременная и долговременная память. В этом разделе приводится несколько основных нейропсихологических концепций, представляющих основу для понимания роли и функционирования лимбической системы в процессах памяти. Уильям Джеймс (William James) — основатель современной нейропсихологии — выделил два типа памяти, которые получили названия «первичная память» и «вторичная память».

После исчезновения чувственных впечатлений, лежащих в основе первичной памяти, ее содержание хранится в сознании недолго (кратковременная память). Вторичная память, напротив, может восстановить в сознании человека события или ощущения, имевшие место ранее и как бы «стершиеся из памяти» к настоящему моменту (долговременная память).

Сегодня различия между кратковременной и долговременной памятью определены эмпирическим путем и сведены нейропсихологами в достаточно обоснованную модель. Некоторые заболевания или патологические очаги в головном мозге так или иначе могут нарушать деятельность этих систем памяти. Для обеспечения нормального когнитивного процесса необходима бесперебойная работа обеих систем. Расстройство любой из систем можно определить при помощи стандартизованных (нормативных) тестов.

Нейрональная основа кратковременной и долговременной памяти

В 40-е годы XX в. Гебб (Hebb) предположил, что две описанные формы памяти имеют различную нейрональную основу. Он решил, что кратковременная память представляет собой циркуляцию активирующих импульсов внутри комплекса нейронов, а долговременная память является результатом структурных изменений, длительно сохраняющихся в синапсах. То есть если вы посмотрите план эвакуации здания на этаже вашего офиса, то он отложиться в кратковременной памяти. Через 3 часа от него в ней не останется и следа. Для того чтоб закрепить план эвакуации в долгосрочной памяти - необходимо изучить его и проанализировать, создав тем самым причинно-следственные связи и перенеся на уровень синапсов нейронов.

Если следовать модели, предложенной Геббом, то для осуществления подобной структурной перестройки необходим процесс закрепления (консолидации) памяти, занимающий многие минуты и даже часы. Более поздние нейропсихологические исследования, в которые были включены больные с расстройствами памяти, показали, что в процессах закрепления сознательной памяти гиппокамп, совершенно очевидно, играет главенствующую роль.

Диагностические методы исследования кратковременной и долговременной памяти. Для исследования кратковременной памяти больного (или здорового участника исследования) обычно просят запомнить и повторить последовательность чисел, произносимую с равномерным удлинением числовых последовательностей. Таким способом здоровый человек сможет повторить последовательность из 7 ± 2 чисел.

Эти сведения не откладываются в долговременной памяти и очень быстро забываются. Проверить долговременную память можно, предъявляя определенные стимулы (например, список слов или ряд предметов) и попросив испытуемого запомнить их в течение определенного времени, а затем воспроизвести данную последовательность слов или предметов через определенный промежуток времени. Этот тест позволяет оценить способность к произвольному воспроизведению (вспоминанию) информации, хранящейся в сознательной памяти.

лимбическая система и память

Подтипы долговременной памяти

Выделяют два различных подтипа (субсистемы) долговременной памяти, которые называются эпизодической и семантической памятью. В эпизодической памяти откладываются сведения, которые принадлежат к личной пространственной или временной категории, то есть запоминаются события и переживания из жизни человека, оставившие особое впечатление (путешествие, концерт, спортивное мероприятие и т.п.). Семантическая память, напротив, оперирует данными, принадлежащими к общим знаниям (медицина, физика и прочее).

Элементы долговременной памяти могут влиять на поведение человека без участия сознания. Различают эксплицитную (декларативную) и имплицитную (недекларативную, или процедурную) память. Эксплицитная память, какуже говорилось выше, является сознательной и опосредованной речью (вербальной), в то время как имплицитная память является невербальной и отвечает за обучение и воспроизведение последовательности механическихдействий.

Посредством имплицитной памяти вырабатываются условные рефлексы (в чем всех убедили эксперименты Павлова на собаках), а также навыки восприятия (перцептивный)и познания (когнитивный) и эффект предшествования (прайминг-эффект). Последний заключается в том, что сведения, полученные человеком в одних обстоятельствах, могут быть воспроизведены и применены в других обстоятельствах более рационально, несмотря на то, что предшествующие обстоятельства помнятся крайне смутно.

Хранение и воспроизведение информации при прайминг-эффекте происходит бессознательно, и восстановить ее возможно только во время исполнения близких по смыслу заданий.

Имплицитная память помогает хранить сложные модели действий. Так, шахматисты могут запоминать расстановку фигур на доске значительно лучше, чем люди, вовсе не умеющие играть, но только при условии, что такая же расстановка фигур им уже встречалась в одной из сыгранных партий. Если же расставить шахматы в случайном порядке, профессионалы запомнят порядок их размещения ничуть не лучше остальных.

В заключение можно сказать, что память являет собой не единую функциональную систему, а совокупность разнообразных процессов, включающих множество элементов.

Таксономическая структура памяти по Сквайру

В 1987 году Сквайр (Squire) предложил классификацию памяти согласно распределению ее подтипов по порядку (таксономии). Кроме эксплицитного и имплицитного разделов памяти в этой схеме предусмотрены другие подтипы, необходимые для выполнения метакогнитивных задач, например, оценка собственных возможностей памяти или разработка стратегии для упорядочения хранения и воспроизведения информации.

Стратегия последнего типа называется функцией лобного типа памяти, так как она совершенно очевидно зависит от сохранности функции лобных долей. Вероятно, процессу хранения информации свойственен переход от конкретного кабстрактному: например, человек может примерно запомнить внешний вид школы, в которую он ходил в детстве, но не способен описать ее в деталях. В процессе запоминания часть событий подавляется, в то время как другие подчеркиваются и усиливаются.

Память, нагруженная различной информацией, напоминает в большей степени не документальный фильм, а субъективно окрашенную реконструкцию событий. В целом долговременная память может представляться как динамический процесс, в результате которого информация с годами изменяется и часто становится все более и более абстрактной. Однако, вопреки последнему утверждению, долговременная память способна к подробному сохранению ярких и сильных впечатлений или событий, особенно важныхдля человека.

16.06.2015

- Читать "Нарушения памяти — амнестический синдром: причины, диагностика"

Оглавление темы "Лимбическая система":
  1. Круг Пейпеца: структура, анатомия, функции
  2. Гиппокамп: анатомия, функции
  3. Миндалевидное тело: анатомия, функции
  4. Функции лимбической системы
  5. Типы памяти. Механизмы работы памяти
  6. Нарушения памяти — амнестический синдром: причины, диагностика
  7. Пример амнезии после билатеральной резекции медиальных височных структур
  8. Пример амнезии при вирусной инфекции
  9. Пример амнезии при инфаркте мозга
  10. Пример амнезии при двустороннем поражении ядер (прозрачной) перегородки и коры базальных отделов лобной доли

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: