Поведенческие состояния новорожденных детей - варианты, характеристика

Для понимания поведенческих состояний новорожденных детей необходимо осознать, что основные неврологические функции не возникают в момент рождения, а формируются в период внутриутробной жизни и имеется преемственность неврологических функций и дисфункций у плода и новорожденного. Поскольку описание поведенческих состояний основано на образной и аналитической оценке неврологических функций, необходимо привести сроки их возникновения (см. ниже). В соответствии с этим приблизительно после 16 нед. гестации при УЗИ с видеозаписью были определены четыре поведенческих состояния плода (Nijhuis J.G. et al.):

1F. Телодвижений нет, кроме вздрагиваний, глаза неподвижны, стабильные с малым диапазоном частоты сердцебиения, с возможным учащением при движениях.

2F. Частые и периодические телодвижения с непрерывным движением глаз, сердцебиения широкого частотного диапазона, с частым ускорением при движениях.

3F. Значительных телодвижений нет, непрерывное движение глаз, сердцебиения широкого частотного диапазона, без ускорений.

4F. Сильные постоянные телодвижения с непрерывным движением глаз, нестабильные сердцебиения с длительными ускорениями, достигающие тахикардии.

Эти состояния плода имеют преемственность с поведенческими состояниями новорожденного.

Существуют две основных классификации поведенческих состояний новорожденных: H.F.R.Prechtl и соавт. и T.B.Brazelton. Последняя классификация проанализирована в ряде работ и здесь рассматриваться не будет (Пальчик А.Б.).

Исторически первой была предложена классификация H.F.R.Prechtl HD.J. Beintema:
1. Глаза закрыты, дыхание равномерное, движений нет.
2. Глаза закрыты, дыхание неравномерное, значительных движений нет.
3. Глаза открыты, значительных движений нет.
4. Глаза открыты, постоянные заметные движения, крика нет.
5. Глаза открыты или закрыты, крик или возбужденное состояние.
6. Любое другое состояние (описать, в том числе кома).

Векторы поведенческих состояний

Состояние 1. Начинается с момента, когда глаза новорожденного закрыты и дыхание становится регулярным. Могут быть замечены вздохи и приступы апноэ (длительностью не более 10 с), однако регулярное дыхание быстро восстанавливается. Нерегулярность дыхания обычно ассоциирована со startles (реакциями вздрагивания). Обычно частота дыхания составляет в этом состоянии 30-40 мин-1, сердечные сокращения регулярные с частотой 90-100 мин-1, однако во время startles повышаются до 130-140 мин-1, с последующей брадикардией.

С возникновением данного состояния ЭЭГ меняется не сразу, однако постепенно формируется trace alternant (альтернирующая кривая), на которой медленные волны сменяются вспышками высокоамплитудной активности, при этом интервалы становятся все менее различимы, а амплитуда вспышек снижается. Под закрытыми веками не удается выявить движения глаз, окулограмма не регистрирует ни быстрых, ни медленных движений. Можно определить стойкую тоническую, антигравитационную активность в большинстве групп мышц.

Иногда можно заметить клонус мышц, в частности клонус нижней челюсти с частотой 1 Гц, длящийся 10-20 с. Крупные движения формируются в startles: внезапные напряжения нескольких групп мышц длительностью 1-2 с с последующим снижением тонической активности, с периодичностью приблизительно 3 мин. Обычно в течение первых суток жизни в состоянии 1 могут отмечаться длительные движения головы и конечностей, имеющие характер writhing (корча, корченье).

Состояние 2. В случае возникновения за состоянием 1 оно начинается со startles и крупных движений. Если же состояние 2 развивается после состояния 4, то ребенок просто закрывает глаза, сохраняя нерегулярное дыхание. Дыхание в этой фазе существенно чаще, менее регулярное, чем в состоянии 1, при этом эпизодически прерывается приступами апноэ (длительностью не более 10 с), иногда встречаются периоды брадипноэ до 15-20 движений в минуту.

Дыхание, а вместе с ним и сердцебиения, характеризуются в этом состоянии лабильностью с широким диапазоном индивидуальных колебаний. ЭЭГ становится низкоамплитудной и низкочастотной, в последнюю треть данного состояния амплитуда ЭЭГ постепенно нарастает. REMs (rapid eyes' movements - быстрые движения глаз) появляются не ранее 2-4 мин после начала состояния 2. Им могут предшествовать медленные движения глаз (SEMs - slow eyes' movements), которые сохраняются на протяжении всего рассматриваемого состояния, прерываясь лишь на REMs.

REMs постепенно увеличиваются по частоте в течение нескольких минут, достигают плато и далее уменьшаются по встречаемости к концу состояния 2. Данное состояние характеризуется полиморфной двигательной активностью. Startles встречаются так же, как и в состоянии 1, однако они менее выражены по частоте и интенсивности. Типичны небольшие подергивания в мышцах лица, рук, ног без существенного изменения положения конечностей. Эпизодически отмечаются гримасы и улыбка, но ритмические движения рта встречаются реже, чем в состоянии 1. Встречаются крупные генерализованные движения конечностей, головы и туловища.

Они могут быть даже координированы, непостоянно приобретать характер writhing и длиться в среднем около 3 мин. Во время возникновения крупных движений происходит изменение позы ребенка, а в промежутке между ними отмечают резкое падение постурального мышечного тонуса, хорошо фиксируемое как визуально, так и на ЭМГ.

Проявления поведенческих состояний

Состояние 3. Характеризуется спокойным положением ребенка на спине с открытыми глазами, с блуждающим взглядом и REMs, прерывающимися эпизодами фиксации взора, миганием. На ЭМГ отмечаются признаки тонической мышечной активности, обеспечивающей поддержание позы. Данное состояние возникает часто после кормления и состояния 4 и является самым кратковременным из всех состояний. В этом состоянии возможно тестирование таких неврологических функций, как слежение, а также кожных и глубоких рефлексов.
Именно состояние 3 избирательно увеличивается в структуре всех состояний при ряде патологических процессов у новорожденных.

Состояние 4. В этом состоянии у новорожденного открыты глаза, отмечаются движения конечностей и головы. Координация движений зависит от позы ребенка. В пронаторном положении ребенка преобладают подъемы головы и движения конечностей, в супинаторном - движения менее заметны. Во время этих движений на ЭМГ регистрируется одновременная электрическая активность в мышцах-антагонистах и только в виде исключения выявляется реципрокная иннервация.

Двигательная активность значительно меняется в течение данного состояния, и вспышки крупных движений чередуются с мелкими. Движения глаз заметны в состоянии относительного покоя и носят сканирующий характер. В тех случаях, когда удается записать ЭЭГ без артефактов, она выглядит так же, как в состоянии 2. Дыхание и сердцебиения крайне неритмичны, особенно во время крупных движений.

Состояние 5. Основными показателями этого состояния служат вокализация или крик. Крик является способом общения новорожденного и может быть вызван манипуляциями с ним. Существуют различные причины крика начиная с легкого дискомфорта и голода и заканчивая болью и серьезным дистрессом.

Длительность крика и интервалов между его повторениями крайне вариабельна в период новорожденности. При крике у ребенка повышается тонус всех мышц, при этом типичны ударяющие движения и движения writhing. Повышается частота сердечных сокращений, дыхание носит прерывистый характер, глаза открыты или закрыты, движения глаз во время крика обычно отсутствуют. ЭЭГ неспецифична и бывает такой, как в состояниях 3 и 4.

Состояние 6. Особое состояние, иногда не включаемое в классификации (Prechtl H.F.R.), подразумевает кому, медикаментозное и другие воздействия, не учитываемые в вышеуказанных поведенческих состояниях.

H.F.R.Prechtl представил основные параметры описанных поведенческих состояний в виде векторов, где +1 - наличие признака, -1 - отсутствие признака, 0 - возможны оба варианта.
Наряду с этим явления, сопутствующие основным поведенческим состояниям, можно систематизировать следующим образом.

Проверка рефлекторных ответов и реакций наиболее показательна в состояниях 1-3, что и продемонстрировано в таблице ниже.

Суммируя приведенные выше данные, можно представить следующую сравнительную характеристику основных поведенческих состояний новорожденных (таблица в конце статьи).

Таким образом, ряд явлений, которые свойственны плоду и новорожденному ребенку, неразрывно связаны с его поведенческим состоянием, а некоторые из этих феноменов предопределяют границы этих состояний.

Ответы на раздражения при поведенческих состояниях
Основные состояния новорожденных детей

- Читать "Пароксизмальные явления у плода - определение, типы"

Оглавление темы "Неврология новорожденного ребенка":
  1. Состояния нервной системы плода и новорожденных детей
  2. Поведенческие состояния новорожденных детей - варианты, характеристика
  3. Пароксизмальные явления у плода - определение, типы
  4. Что такое Jitteriness? - определение
  5. Частота тремора jitteriness у новорожденных детей
  6. Причины тремора jitteriness у новорожденных детей
  7. Синдромы отмены как причина тремора jitteriness у новорожденных детей
  8. Повреждение нервной системы как причина тремора jitteriness у новорожденных детей
  9. Характеристика тремора при jitteriness у новорожденного ребенка
  10. Характеристика тонусы мышц (скованности) при jitteriness у новорожденного ребенка

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: