Оценка развития нервной системы новорожденных детей - навыки и умения

С первых дней жизни структурно-анатомическое развитие нервной системы сопровождается быстрым формированием функций ЦНС. Начиная с периода новорожденности, происходит переход от локального реагирования на стимулы (зрительные и т.д.) к более сложным процессам идентификации и обработки поступающей информации, что обеспечивается постепенным созреванием нейронов коры больших полушарий с формированием их связей.

Такая направленность становления церебральных функций формирует у детей основы для интегративной деятельности мозга, адаптивного реагирования на внешнесредовые воздействия, а также коммуникативных функций.

Развитие ребенка с момента рождения происходит в непосредственном и тесном взаимодействии с факторами окружения, которое находится в прямой зависимости от зрелости нейрофизиологических механизмов.

В неонатальной неврологии обычно рассматривается психомоторное развитие, хотя при этом принято оценивать не только двигательные и ранние психические функции детей, но и элементы предречевого/речевого, эмоционального и социального развития, отражающие различные аспекты функций и степени зрелости ЦНС.

Формирование важнейших навыков развития новорожденного (и ребенка более старшего возраста) предваряется внутриутробным развитием ЦНС и генетически детерминированной программой.
Краткое отражение основных навыков и умений у здоровых новорожденных (по Хачатрян Л.Г. и соавт.) представлено в таблице.

навыки новорожденных детей

Двигательное развитие составляет основу для оценки неврологических функций у детей в неонатальном периоде. Моторные реакции новорожденного выглядят примитивными и беспорядочными (нескоординированные движения верхних и нижних конечностей и т.д.), но при этом выполняют важнейшие функции. Они способствуют интеграции ребенка в окружающую действительность и постепенному формированию у него адаптации к условиям окружения (температура, климатические условия, эмоциональная среда и т.д.); происходит активация обоняния, слухового и зрительного анализаторов.

В ходе реализации доступной новорожденному двигательной активности (движения рук и ног, повороты головы в сторону раздражителей и т.д.) осуществляется мышечная работа, способствующая развитию и созреванию мышц и нервов, а также формированию контроля ЦНС над действиями тела (соответствующие сигналы продуцируются головным мозгом).

Одним из первых моторных навыков является способность ребенка произвольно поворачивать голову (в сторону раздражителя). Для последующего развития двигательных функций необходимо контролировать движения головы, но координация движений этой части тела индуцируется у ребенка рефлекторным желанием повернуться в сторону раздражающего стимула.

Уже в первые недели жизни под влиянием различных стимулов (звуки, яркий свет, запахи, тактильный контакт и т.д.) новорожденный тянется в сторону раздражителя. Об этом свидетельствует напряжение мышц, способствующее их формированию и укреплению. Возраст, в котором ребенок способен кратковременно удерживать голову, сравнительно вариабелен (от 3 до 9 нед).

Только по завершении неонатального периода (к возрасту 2-3 мес) доношенный ребенок обретает достаточную координацию движений и мышечную силу, чтобы продолжительно удерживать и поворачивать голову не только в положении на животе, но и на руках или при тракции за руки.

Ребенок совершает первую попытку дотянуться до находящегося вблизи предмета, когда ему исполняется примерно 1-1,5 мес (по окончании неонатального периода). При этом происходит малодифференцированное движение руки в направлении интересующего младенца предмета. Любопытно, что ребенок способен инстинктивно оценить степень досягаемости или недосягаемости того или иного объекта.

Новорожденные в норме обладают рядом физиологических рефлексов (врожденного неонатального автоматизма), в числе которых следующие: Куссмауля (поисковый), сосательный, хоботковый (ротовой Эшериха), ладонно-ротовой (Бабкина), хватательный (Робинсона), подошвенный, Бабинского, обхватывания (Моро), асимметричный и симметричный шейный тонический (АШТР и СШТР), опоры, автоматической походки (шаговый), вращательный, защитный, ползания (Бауэра), Таланта, Переса, лабиринтный тонический и др.

Рефлексы Бабкина, Эшериха, Куссмауля и сосательный относятся к группе рефлексов орального автоматизма; защитный, опоры, шаговый, Робинсона (хватательный), Бауэра (ползания), Моро (стартовый) — к рефлексам спинального автоматизма; установочный, цепной установочный, шейный тонический (СШТР и АШТР) — к позотоническим автоматизмам. Содержание и принципы оценки рефлексов врожденного неонатального автоматизма представлены ниже.

Появление первой улыбки (к концу периода новорожденности) свидетельствует об определенной степени психического развития ребенка. В неонатальном периоде ребенок реагирует на голоса родителей, а к 2-недельному возрасту четко узнает их. К концу периода новорожденности у ребенка определяется реакция на интонацию обращенного к нему голоса родителей (релаксация или двигательное возбуждение); появляется слежение за движущимся предметом.

Лишь в более старшем возрасте дети начинают рассматривать окружающие предметы и искать источник звука (2 мес), а также идентифицировать собственное тело (рассматривают руки и шевелят конечностями, совершая множественные телодвижения) — около 3 мес.

У новорожденных отсутствуют признаки адаптации к рутинной жизни и повседневному окружению; их реакции инстинктивны. Ко 2-му месяцу жизни дети начинают плакать меньше, у них легче вызвать улыбку; расширяется круг реакций на социальные стимулы. Реакции на голос родителей и возраст к моменту появления первой улыбки —важные факторы для оценки социального развития ребенка. Условно к показателям социального развития можно причислить такой признак становления первичных санитарно-гигиенических навыков, как проявления дискомфорта на контакт с мокрым бельем (пеленки, подгузники) — с 2 нед до 1,5 мес.

Впоследствии отставание в социальном развитии может указывать на нарушения со стороны зрения и/или слуха, а также на проблемы психического и эмоционального развития.

Если в первые недели жизни проявления эмоций у детей сравнительно стереотипны и однообразны (плач, редкая демонстрация удовольствия), то впоследствии они становятся более сложными и дифференцированными. Дети радуются и/или успокаиваются, когда их берут на руки, разговаривают с ними или поют песни. К моменту завершения периода новорожденности происходит начальное формирование индивидуальных особенностей темперамента (эмоциональное развитие).

Собственно активный плач является основной формой общения новорожденного (предречевое развитие). Только со 2-го месяца ребенок начинает произносить отдельные звуки; активное гуление (подолгу) появляется еще позднее — к 3-5-му месяцам жизни (начальные признаки экспрессивной речи). Становлению речевого развития способствует активное общение ребенка с родителями и близкими, начиная с первых дней жизни.

оценка развития новорожденных детей

- Вернуться в оглавление раздела "неврология"

Оглавление темы "Неврология":
  1. Пароксизмальная гемикрания - клиника, диагностика
  2. Головная боль с покраснением глаз, слезотечением - клиника, диагностика
  3. Причины головных болей у пожилых - эпидемиология
  4. Гигантоклеточный артериит - причины, диагностика, лечение
  5. Гипническая головная боль - причины, диагностика, лечение
  6. Постгерпетическая невралгия - причины, диагностика, лечение
  7. Невралгия тройничного нерва - причины, диагностика, лечение
  8. Внутриутробное (антенатальное) развитие нервной системы плода
  9. Постнатальное развитие нервной системы новорожденного
  10. Оценка развития нервной системы новорожденных детей - навыки и умения

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: