Обследование ребенка с черепно-мозговой травмой. Рекомендации

Клинические проявления повышенного ВЧД у грудных детей и детей старшего возраста различны, несмотря на наличие некоторых общих признаков и симптомов. Поэтому целесообразно рассмотреть клинические симптомы, присущие объемным процессам и повышению ВЧД в разных возрастных группах.

Общими признаками для обеих групп являются сонливость, рвота и нарушение функции VI и III черепных нервов. Однако эти признаки у грудных детей более диффузны, чем у детей старшего возраста. Грудным детям свойственны раздражительность, выбухание родничка и нарушение жизненно важных функций, тогда как для детей старшего возраста скорее характерны очаговые симптомы в виде гемипареза и паралича мышц, иннервируемых III черепным нервом. Чтобы не пропустить объемный травматичный процесс в мозге, необходимо помнить об этих тонкостях.

Обследование и лечение ребенка с травмой головы должны производиться по определенной системе. К моменту поступления в приемное отделение ребенка с тяжелой мозговой травмой у него может развиться значительная гипоксия. Если больной в коме, его необходимо тщательно, умело и быстро заинтубировать. Как только обеспечен адекватный доступ воздуха, с целью стабилизации сердечно-сосудистых функций налаживается система для инфузионной терапии.

Ранее считали, что объем вводимой жидкости надо ограничивать из-за возможности набухания мозга, однако если вливать изотонические растворы и кровезаменители, то опасность этого осложнения невелика. Важнее обеспечить адекватную перфузию мозга, поддерживая на должном уровне артериальное давление.

Затем быстро, но тщательно собирают анамнез и проводят физикальное обследование. Детали происшествия и изначальное неврологическое состояние выясняют у свидетелей, бригады врачей скорой помощи и родителей. Эти данные позволяют определить, стабильно ли состояние больного или наблюдается отрицательная неврологическая динамика. Сведения собирает вспомогательный медицинский персонал, в то время как врач обследует ребенка и проводит реанимационные мероприятия.

черепно-мозговая травма у ребенка

При первичном неврологическом обследовании оценивают уровень сознания, определяя адекватность реакции ребенка на вербальные или болевые раздражители. Для обнаружения нарушения функции III черепного нерва проверяют зрачковые рефлексы. Если у больного не повреждена шея, то проверяют окулоцефалические и окулокалорические рефлексы, чтобы удостовериться в сохранности стволовых функций. Исследование мышечного тонуса, рефлексов и силы мышц верхних и нижних конечностей позволяет выявить гемипарезы и травму шейного отдела позвоночника.

Никаких манипуляций в области шеи не проводят до тех пор, пока не получена нормальная рентгенограмма шейного отдела позвоночника в боковой проекции. Исследование глазного дна при острой черепно-мозговой травме обычно дает незначительную информацию. Подобное неврологическое обследование не является полным, но оно создает представление об общем неврологическом состоянии больного и выявляет очаговые неврологические нарушения. Описанное выше обследование дополняют осмотром головы, чтобы отметить ссадины, кровоподтеки или уплотнения.

Необходимо осмотреть живот, конечности и грудную клетку. Последовательность манипуляций у разных больных варьирует, но основные принципы остаются теми же. Затем проводят соответствующие (лабораторные и рентгенологические) исследования. Во время реанимационных мероприятий берут кровь для определения ее группы и совместимости с донорской. Необходимо сделать клинический анализ крови, определить электролиты и газы в артериальной крови и по показаниям содержание алкоголя и лекарственных препаратов. С помощью катетера Фолея берут мочу для анализа на наличие крови и токсических веществ.

Мнения о необходимых рентгенологических обследованиях более противоречивы. При тяжелой черепно-мозговой травме методом выбора служит экстренная КТ. Если нет возможности сделать КТ, необходимо прибегнуть к артериографии или вентрикулографии. По поводу информативности рентгенографии при черепно-мозговой травме средней тяжести тоже нет единого мнения.

В основном нас интересуют переломы черепа, уровень жидкости и воздуха в синусах или инородные тела в полости черепа. Частота переломов у детей с черепно-мозговой травмой составляет около 26% и зависит от клинических критериев, используемых для оценки рентгенограммы. Поскольку перелом черепа служит показанием для наблюдения в стационарных условиях, я полагаю, что любому ребенку, потерявшему сознание или имеющему признаки значительной травмы головы, нужно сделать рентгенографию черепа в переднезадней и боковой проекциях.

Ребенок, которому сделаны КТ и рентгенография, может быть выписан домой, если не найдено признаков значительного повреждения черепа. Прежде чем производить любые манипуляции, необходимо сделать рентгенограмму шейного отдела позвоночника в боковой проекции, включая CVII. Чтобы исключить перелом шейного отдела позвоночника, рентгенографию производят с помощью переносного рентгеновского аппарата.

- Читать "Показания к госпитализации ребенка при травме головы. Рекомендации"

Оглавление темы "Черепно-мозговая травма у детей":
  1. Люмбальный субарахноидальный дренаж при внутричерепной гипертензии. Особенности
  2. Травма головы у детей: причины, механизмы развития
  3. Обследование ребенка с черепно-мозговой травмой. Рекомендации
  4. Показания к госпитализации ребенка при травме головы. Рекомендации
  5. Принципы лечения травм головы у детей. Рекомендации
  6. Переломы черепа у детей: диагностика, осложнения
  7. Родовые травмы головы у детей: диагностика, осложнения
  8. Закрытые травмы головы у детей: диагностика, осложнения
  9. Принципы наблюдения за детьми с черепно-мозговой травмой. Рекомендации
  10. Эпидуральные гематомы у детей: диагностика, лечение

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: