Значение компьютерной томографии в детской неврологии. Возможности

Для выбора правильной тактики в отношении ребенка с подозрением на острое нарушение функции нервной системы необходимо быстро и точно поставить диагноз. В большинстве случаев неврологические нарушения имеют отношение к краниоцеребральному компоненту ЦНС. Спинальный отдел поражается реже.

До появления компьютерной томографии (КТ) в экстренных ситуациях в качестве нейродиагностических методик у детей применяли преимущественно плоскую рентгенографию черепа и при возможности радионуклидное сканирование мозга. Лишь изредка в экстренных ситуациях прибегали к ангиографии сосудов мозга и пневмоэнцефалографии. Обычно эти рентгеноконтрастные методы применяли после других исследований, что приводило к задержке в постановке диагноза. Кроме того, в большинстве случаев для их выполнения необходимо переводить больных в учреждения, этими методами владеющие.

Уникальная способность КТ быстро и точно выявлять малейшие различия в плотности мягких тканей и ее неинвазивность сделали КТ основным диагностическим методом в экстренных неврологических ситуациях. Пространственное и контрастное разрешение КТ позволяет обнаружить структурные изменения, вызванные такими неблагоприятными воздействиями на мозг, как гипоксия, ишемия, травма, инфекция, различные новообразования.

Любой из перечисленных факторов способен привести к фокальному или диффузному нарушению функции мозга, судорогам, повышению внутричерепного давления (ВЧД). Поэтому КТ следует считать предпочтительным методом исследования при подозрении на наличие у ребенка внутричерепного кровоизлияния, травмы головы, внутричерепной гипертензии, при недифференцированной коме, мегалоцефалии, очаговых неврологических симптомах.

В случае подозрения на метаболическую энцефалопатию тоже полезно исключить возможность повреждений, которые можно устранить хирургическим путем. Учитывая большое значение КТ в подобных случаях, в настоящей главе пойдет речь о ее роли и возможных ограничениях.

Чтобы правильно оценить результаты КТ, следует иметь в виду определенные технические факторы. Информация, которую получали вначале при обследовании детей с помощью КТ, лимитировалась двумя факторами: 1) длительное время сканирования; 2) толщина срезов и размеры матрикса ограничивали пространственное и контрастное разрешение.

КТ головного мозга у детей

Новые высокоразрешающие приборы для КТ, отличающиеся большей скоростью сканирования, вариабельностью размеров матрикса и толщины срезов, значительно улучшили возможность получения четкого изображения детского мозга. Влияние двигательных артефактов на качество изображения оказалось не такой уж серьезной проблемой, учитывая время сканирования новыми аппаратами, составляющее 1—3 с.

Тем не менее для получения качественных изображений часто приходится прибегать к той или иной седатации ребенка на время сканирования, а для достижения высокого разрешения нужно увеличить продолжительность сканирования и тогда иногда прибегнуть к наркозу.

С увеличением матрикса и уменьшением толщины срезов (до 1,5 мм) значительно уменьшается количество артефактов, обусловленных свойственным КТ-системам усреднением объема, или эффектом частичного объема. Однако тонкие срезы не рекомендуется использовать, так как они увеличивают время облучения.

В повседневной практике пользуются толщиной срезов 10—13 мм, поэтому эффект частичного объема может помешать увидеть мелкие повреждения. Поскольку плотность изображения в каждой точке — это результат среднего затухания во всей толщине среза, маленький дефект, занимающий не всю толщину, не вносит существенных изменений. Благодаря этому феномену на обычных трансаксиальных сканах, снятых под углом 20° к линии, соединяющей наружный угол глаза с наружным слуховым проходом, не всегда удается четко увидеть маленькие сгустки, прилежащие к черепной коробке, или кистозные изменения вокруг нормальных првстранств, заполненных СМЖ.

Для выявления подобных повреждений приходится прибегнуть к сканированию в других проекциях (в том числе и во фронтальной плоскости) или в сагиттальную или фронтальную плоскости. Если сканирование во фронтальной плоскости затруднено (обычно у новорожденных), можно прибегнуть к полуфронтальной, или кливальной1 перпендикулярной проекции Уотера (Water). Полезно также сканирование в так называемой кливальной параллельной проекции, которую рекомендует Byrd и сотр. для оценки поражений, связанных с IV желудочком мозга.

Для повышения контрастного разрешения, а значит и лучшей характеристики повреждения иногда прибегают к КТ с контрастным усилением (КТКУ). Это КТ выполненная после внутривенного введения рентгеноконтрастного йодированного вещества типа ренографина, гипака, контрея и т. д. Обычная доза — 1,2 г йода на 1 кг массы тела, что для препаратов, подобных ренографину-60, составляет 4 мл/кг.

Эффект частичного объема может помешать оценке кистозных изменений, локализованных вблизи от полостей, содержащих СМЖ (желудочки, субарахноидальное пространство), особенно если речь идет о задней черепной ямке или основании черепа. В подобных случаях прибегают к усилению КТ метризамидом или к сочетанию КТ с метризамидной цистернографией. Такое исследование позволяет лучше увидеть кисту и понять динамику СМЖ.

С целью цистернографии метризамид вводят интратекально в количестве 1,5—6 мл в концентрации 170—190 мг йода (доза: 20—40 мг йода в 100 мл раствора на 1 кг массы тела). КТ с метризамидом помогает также выяснить, сообщается ли киста с нормальными субарахноидальными пространствами.

- Читать "Показания к компьютерной томографии головного мозга у новорожденных. Особенности"

Оглавление темы "Патология головного мозга у детей":
  1. Оценка функции гипоталамо-гипофизарной системы у детей. Методы
  2. Лечение детей стероидами. Дозировки глюкокортикоидов
  3. Лечение детей минералкортикоидами. Дозировки дезоксикортикостерона (ДОКСА)
  4. Гипогликемия у новорожденных: причины, диагностика, лечение
  5. Гипогликемия у детей: причины, диагностика, лечение
  6. Миелодисплазия у детей: причины, диагностика, лечение
  7. Критерии смерти мозга у детей. Диагностика
  8. Значение компьютерной томографии в детской неврологии. Возможности
  9. Показания к компьютерной томографии головного мозга у новорожденных. Особенности
  10. Гидроцефалия у детей и новорожденных - КТ диагностика

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: