Оценка сознания ребенка. Определение комы

Сознание — отличительное свойство человеческого мозга, поэтому коматозное состояние представляет собой серьезное нарушение неврологичских функций. Кома была известна еще древним грекам, которые определяли коматозное состояние как «глубокий сон».

Несмотря на внешнее сходство комы и сна, электроэнцефалографические (ЭЭГ) данные и результаты исследования метаболизма мозга свидетельствуют о том, что они принципиально отличаются друг от друга. В настоящее время сон рассматривается как физиологический активный процесс, разделяющийся на несколько стадий, отличных друг от друга по характеру ЭЭГ и поведенческим реакциям и модулируемых специфическими центрами ствола мозга и афферентными и эфферентными связями.

В отличие от сна при коме отмечается снижение функции нейронов в результате нарушения целостности коры или ствола мозга. Находящегося даже в глубоком сне человека легко разбудить, что позволяет дифференцировать сон от комы, находясь у постели больного. Поэтому клиницисты называют комой нарушение сознания в сочетании со сниженной способностью к пробуждению. И сон, и кому необходимо отличать от смерти мозга, при которой навсегда утрачиваются все его функции, включая корковые, подкорковые и стволовые.

Различные патологические процессы приводят к нарушению сознания, что сопровождается снижением реакции на зрительные, слуховые и тактильные раздражители. Далее, кому ни в коем случае нельзя рассматривать, как феномен «все или ничего», поскольку между состоянием сознательного бодрствования и абсолютной переактивностью существует несколько четких переходных стадий.

Решительность в отношении диагностических и терапевтических вмешательств требует точной и динамической регистрации степени нарушения сознания. Лучшим способом в этом случае является подробное описание реакции больного на различные сенсорные раздражители, в ходе которого периодически отмечают любые отклонения от исходного уровня. В своих работах, посвященных ступору и коме, Plum и Posner выделяют 4 уровня нарушения сознания: летаргия, загруженность, ступор и кома. Такая классификация довольно условна, но полезна и ее можно использовать при всех состояниях, сопровождающихся нарушением сознания, — острых, подострых и хронических.

оценка сознания ребенка

Термин «летаргия» используют для описания несколько заторможенного состояния бодрствования, основным признаком которого является снижение внимания. Больной легко отвлекается, у него нарушено чувственное восприятие и память, но он сохраняет способность к вербальному общению и общению с помощью жестов.

У таких больных резко выражена сонливость. Летаргия может чередоваться с бредовым состоянием, т. е. расстройством мышления, характеризующимся дезориентацией, неустойчивостью внимания, появлением маний и галлюцинаций. Бредовое состояние независимо от летаргии указывает на преимущественное или исключительное токсическое или метаболическое поражение полушарий мозга.

Под загруженностью подразумевают легкое или умеренное нарушение сознания, сопровождающееся снижением интереса к окружающему миру или отсутствием реакции на него действием. Контакт с больным по крайней мере частичный сохраняется.

Ступор внешне напоминает глубокий физиологический сон, который, однако, удается прервать частично и лишь на короткое время только путем настойчивого, повторяющегося раздражения. Контакт с больным минимален или отсутствует.

Кома — это состояние, характеризующееся полным отсутствием сознания, при этом больной находится в положении лежа с закрытыми глазами и не совершает никаких движений. Осознанная речь невозможна. Болевой рефлекс отдергивания сохранен, но отсутствует способность к локализации места болевого воздействия с последующим возникновением дискретных защитных движений.

Кома как таковая тоже может быть разной глубины, но ее нельзя оценить на основе простого наблюдения. Для этого нужно исследовать автоматические рефлексы и функции либо прибегнуть к электрофизиологическим методикам, таким как ЭЭГ, анализ вызванных реакций.

- Читать "Патогенез комы у детей. Особенности"

Оглавление темы "Травмы головы и спинного мозга у детей":
  1. Субдуральные гематомы у детей: диагностика, лечение
  2. Травмы головы детей при грубом обращении с ними. Особенности
  3. Исход черепно-мозговой травмы у детей. Прогноз
  4. Клиника травмы спинного мозга у детей. Особенности
  5. Лечение травмы спинного мозга у детей. Рекомендации
  6. Оценка сознания ребенка. Определение комы
  7. Патогенез комы у детей. Особенности
  8. Оценка зрачков при коме у детей. Особенности
  9. Оценка движений глазных яблок при коме у детей. Особенности
  10. Оценка двигательных реакций у детей в коме. Особенности

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: