Клиника и течение зависимых от сна ритмических расстройств (RMD)

1. Биения. Представляют собой стереотипии, при которых ребенок, находясь в позе пронации, бьется головой о подушку, приподнимаясь на вытянутых руках. При незначительной выраженности, а также у детей старшего возраста отмечены движения только головой. В тяжелых случаях, напротив, в стереотипию вовлекается вся верхняя половина туловища. Движения могут увеличиваться и уменьшаться по амплитуде и частоте.

Соприкосновения с поверхностью постели возможны лбом, щекой, виском. Вначале биения длятся 5-10 мин без перерыва с частотой 60-65 в минуту, затем частота возрастает до 80-89 в минуту, образуя «пучки» - «кластеры» («clusters»). Подобные «пучки» образуют эпизоды от 1 мин до 2 ч. Ночные эпизоды могут распространяться на дневные часы и возникать в сонном или дремотном состоянии.

Попытки внешнего успокоения приводят к прекращению движений на короткий промежуток времени с последующим возникновением их с большей интенсивностью. При повороте на живот ребенок возвращается в позу пронации и начинает энергично асимметрично раскачивать головой вплоть до биений щекой о подушку.

2. Качания. В легкой форме представляют собой ритмические маятникообразные движения головой и туловищем различной амплитуды из стороны в сторону с частотой 0,5-2 в 1 с. Движения плавные, стереотипные и ритмичные с длительностью эпизода от 5 до 10 мин. Характеристика качаний индивидуальна и стойка, начало и завершение эпизода мягкие.

Конечности и туловище при качаниях либо неподвижны, либо легко двигаются в ритм движений головы. Качания возникают при засыпании и пробуждении и не встречаются в бодрствовании. Дети более старшего возраста при пробуждении отмечают удовольствие и успокоение от движений и охотно воспроизводят качания. В бодрствовании такие дети активны.

При умеренной форме в качания больше вовлекаются конечности и туловище. Качания туловища резкие и следуют движениям головы. Руки также воспроизводят ритм качания головы, при этом локти согнуты. Эпизоды становятся более интенсивными и образуют «пучки». Нарастает длительность и выраженность эпизодов за ночь. Качания переходят на период бодрствования, когда ребенок находится в возбужденном состоянии.

Двигательные феномены и фазы сна
Б - бодрствование; ПС - парадоксальный сон.

Младенец больше не расслабляется, более того - напряжен в период качания. Типичными для умеренной формы качаний являются вовлечение верхних конечностей и асимметрия движений. Длительность «кластера» достигает получаса, с частотой 60-90 движений в минуту. «Пучки» резко начинаются и заканчиваются, как будто их «включают» и «выключают». Поведение ребенка в бодрствовании при этой форме не страдает.

В тяжелых случаях качания становятся столь интенсивными, что могут быть приняты за припадки. Отмечают «бросковые» движения головой, руки раскидываются в стороны. Руки могут быть разведены со стиснутыми кулаками либо согнуты в локтях и прижаты к телу. В этой фазе качаний движения преимущественно асимметричны (при этом асимметрия не зависит от доминантности полушарий у ребенка). Длительность эпизода качаний может составлять несколько часов и включать до 2000 движений без остановки. В паузах между сильными качаниями на ЭЭГ отмечают транзиторные паттерны II и III фаз сна.

При тяжелых качаниях могут возникнуть головокружения и тошнота. В бодрствовании могут возникать проблемы в обучении, дефицит внимания, сонливость. У детей более старшего возраста отмечают нормальные интеллект и способности, но могут возникнуть проблемы в поведении.

3. Движения типа «челнока». Движения типа «челнока» заключаются в ритмическом раскачивании ребенка в переднезаднем направлении в положении «на четвереньках». В ряде случаев эти движения воспринимаются окружающими как «мастурбация», что опровергается видеомониторингом сна. Как правило, движения в переднем направлении быстрее, чем в заднем. Голова находится напротив стены или подушки. Дети активно вращают головой с нарастающим давлением на голову.

Они не испытывают удовольствия от данного типа движений, смутно их помнят, но пытаются избавиться от сопутствующих головокружения, тревоги, неприятных покалываний.

4. «Складывание». Под феноменом «складывания» понимают ритмическое приподнимание и опускание туловища и головы из положения лежа на спине в положение сидя, имеющее тенденцию к увеличению амплитуды и частоты движений вплоть до состояния «складывающегося ножа».

5. Другие ритмические двигательные феномены. К ним A.Z.Golbin (2004) относит раскачивание руками и ногами, ударяющие движения, чрезмерное сосание пальца и языка, жевание, вокализацию, вырывание волос и др.

- Читать "ЭЭГ при зависимых от сна ритмических расстройствах (RMD)"

Оглавление темы "Неврология детей":
  1. Механизмы развития бледных аффективно-респираторных приступов (АРП) у детей
  2. Клиника и течение бледного аффективно-респираторного приступа (АРП) у детей
  3. ЭЭГ бледного аффективно-респираторного приступа (АРП) у детей
  4. Лечение аффективно-респираторного приступа (АРП) у ребенка
  5. Прогноз аффективно-респираторных приступов (АРП) у детей
  6. Двигательные феномены во сне у детей
  7. Расстройства сна у детей - дисомнии, парасомнии
  8. Зависимые от сна ритмические расстройства - частота, причины
  9. Клиника и течение зависимых от сна ритмических расстройств (RMD)
  10. ЭЭГ при зависимых от сна ритмических расстройств (RMD)

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: