ЭЭГ у детей и подростков в норме. Особенности

При исследовании ЭЭГ у детей необходимо учитывать ряд методических особенностей, связанных с возрастом пациентов. Исследование детей первого года жизни проводится в положении лежа на пеленальном столе или на руках у матери. В состоянии бодрствования грудного ребенка обследуют на руках у взрослого, в положении с приподнятой головкой или сидя. Периоды спонтанного закрывания глаз у новорожденных и грудных детей в состоянии бодрствования бывают редкими и непродолжительными. Для выявления альфа-подобного ритма в состоянии бодрствования достаточно создать ситуацию привлеченного внимания, с фиксацией взгляда ребенка на предъявляемой игрушке, в условиях однородности поля зрения (темного или светлого). Предпочтительно обследование в положении сидя, можно на коленях у матери. В исключительных случаях ЭЭГ-исследование у детей раннего возраста проводят при выходе из медикаментозного сна.

Пробу с гипервентиляцией удается провести у детей старше 3 лет, часто в форме игры, предлагая ребенку «надуть шарик» или « подуть на горячий чай». Регистрация ЭЭГ у детей, особенно при компьютерном варианте, проводится при чувствительности не выше 70 мкВ/см, чтобы избежать искажений вследствие «зарезания» высокоамплитудных биопотенциалов, особенно при гипервентиляции. У детей младшего возраста предпочтителен выбор постоянной времени 0,1 с. При усилении мышечных артефактов в случае необходимости частотную полосу усилителя ограничивают сверху 15—20 Гц.

При исследовании ребенка следует обращать особое внимание на положение головы, которая не должна быть наклонена вперед, чтобы избежать мышечных артефактов в затылочно-теменных отведениях. Для удобства исследования детей разного возраста желательно наличие шлемов соответствующих размеров.

Электроэнцефалограмма детей и подростков в норме

ЭЭГ новорожденного ребенка в состоянии бодрствования не превышает по амплитуде 20 мкВ, имеет полиморфный характер, с преобладанием медленных колебаний, частотой 1 —3/с. К 2—3-м месяцам у детей увеличивается амплитуда биопотенциалов, появляется ритмическая активность частотой 4— 6/с в затылочных и центральных областях. Формирование фокуса ритмической активности в затылочных областях коры совпадает с появлением у ребенка фиксации взора.

К 4-м месяцам у детей формируются 2 фокуса ритмической активности частотой 6-8/с в затылочных и центральных областях, являющейся предшественником альфа-ритма и роландического ритма, которые хорошо различимы к 6-ти месяцам. Диффузная дельта- и тета-активности у младенцев не является показателем патологического состояния мозга. У грудных детей старше 4-х месяцев при положительных эмоциях во всех областях полушарий в ЭЭГ регистрируется тета-активность амплитудой до 150—200 мкВ.

У детей младшего возраста, от 1 года до 3 лет, в состоянии спокойного бодрствования в затылочных областях в ЭЭГ выявляется альфа-ритм частотой 6—9/с, преобладающий по амплитуде в правом полушарии, депрессирующийся при световой стимуляции. Ритмическая активность того же диапазона частот в центральных областях соответствует роландическому ритму. Тета- и дельта-колебания выражены диффузно, более устойчиво — в центральных областях.

ЭЭГ у детей и подростков

До 3-х летнего возраста активность лобных областей коры значительно снижена по сравнению с задними отделами полушарий. Тета-волны нередко регистрируются в виде групп высокоамплитудных ритмических колебаний, преобладающих в центральных областях и отражающих высокую активность стволовых и подкорковых структур мозга. Иногдау детей этой возрастной группы наблюдается усиленная бета-активность частотой 18—25/с. В задних отделах полушарий выявляются также группы медленных ритмических колебаний частотой 2,5—4,5/с, обозначаемые как «slow posterior rhythm»(SPR), которые наряду с полифазными потенциалами, имеют тенденцию к усилению на протяжении первого десятилетия жизни. У детей 2—3 лет реакция активации коры при звуковой и световой стимуляции характеризуется угнетением альфа-ритма и экзальтацией на этом фоне дельта- и, особенно, тета-активности.

У детей 4—6 лет ЭЭГ выделяют несколько типов ЭЭГ в зависимости от регулярности альфа-ритма, частота которого колеблется от 6,5 до 9,5/с, а амплитуда — от 30 до 100 мкВ, и степени выраженности тета- и дельта-колебаний. Крайние варианты ЭЭГ характеризуются доминированием регулярного («супернормального») альфа-ритма или полным его отсутствием в случаях так называемой полиморфной кривой, в которой единичные альфа-колебания сочетаются с медленными волнами дельта- и тета-диапазонов. Все виды электрической активности могут проявляться странзиторной асимметрией. В ряде случаев в ЭЭГ проявляются билатерально-синхронные веретенообразные вспышки высокоамплитудных (до 100—150 мкВ) колебаний тета-диапазона в теменно-центральных областях. В передних отделах полушарий увеличивается амплитуда ритмическихтета-колебаний, нарастающая при ориентировочной реакции.

Усиление тета-активности у детей в процессе онтогенеза обусловлено, по-видимому, созреванием синхронизирующих структур промежуточного мозга. Полифазные потенциалы в виде редких колебаний проявляются у 70% детей этой группы. У детей 3—5 лет в 40% случаев в задних отделах полушарий выявляются ритмические медленные волны типа SPR, нередко проявляющиеся с асимметрией.

Усвоение ритма световых мельканий у детей этой возрастной группы, как и у детей 2—3 летнего возраста, проявляется преимущественно при частоте мельканий 4—6/с. Малая способность к усвоению частых ритмов альфа- и бета-диапазонов в раннем онтогенезе обусловлена, очевидно, низким уровнем лабильности корковых нейронов. Во время гипервентиляции у детей 4—6 лет диффузные медленные колебания встречаются в 25—45% случаев. У 15—20% детей этой возрастной группы ритмические медленные волны в затылочно-теменных областях выявляются при гипервентиляции и регрессируют через 30—40 с после окончания пробы. Эти волны иногда трудно отличить от эпилептической активности.

ЭЭГ у детей 7—9 летнего возраста характеризуется дальнейшим созреванием коры и учащением альфа-ритма, проявляющегося с частотой 7,5—10,5/с. Частота альфа-ритма быстрее нарастает у девочек. Максимальная амплитуда альфа-ритма выявляется в 9 лет, составляя 30—100 мкВ в затылочно-теменных отведениях (в среднем — 50 мкВ) нередко с преобладанием справа.

В ЭЭГ детей 7—9 лет сохраняются высокоамплитудные веретенообразные вспышки тета-колебаний, преобладающие в центральных областях, которые связывают с нарастающей активностью таламических структур. В 6—8 летнем возрасте вероятность их появления достигает 27%, затем уменьшается. У половины детей 7—9 лет выявляется характерная для взрослых реакция активации, а реакция усвоения ритма сдвигается в сторону высоких частот альфа-, бета-диапазонов. Максимум выраженности реактивных изменений в ЭЭГ при гипервентиляции к 9 годам характеризуется нарастанием генерализованной дельта- и тета-активности или медленного высокоамплитудного ритма, преобладающего в задних отделах полушарий.

К 10 годам практически заканчивается формирование основного коркового ритма, достигающего в среднем частоты 10/с. Однако устойчивый альфа-ритм у детей 10—12 лет в затылочно-теменных областях выявляется лишь в 50% процентов случаев. Часто в ЭЭГ детей 10—12 лет проявляются низкоамплитудные тета-колебания. К 12 годам у детей наблюдается стабилизация альфа-ритма, меньшая выраженность полифазных потенциалов и SPR, исчезновение билатеральных вспышек разрядов в сенсомоторных областях, что свидетельствуют о морфо-функциональном созревании коры и усилении ее тормозных влияний на нижележащие структуры мозга. У подростков 13—15 лет средняя частота альфа-ритма составляет 10—10,5/с и доминирует во всех областях коры. После 13 лет менее выраженной становится реакция на гипервентиляцию. К 15 годам исчезают полифазные потенциалы и SPR, уменьшается степень выраженности медленных волн в центральных областях коры. ЭЭГ девочек «созревает» на 1 —2 года быстрее, чем мальчиков.

В пубертатный период в ЭЭГ в ряде случаев проявляются регрессивные отклонения с усилением тета-активности и замедлением формирования высокочастотного альфа-ритма, а также снижением когерентности во всей полосе альфа-ритма. Особенностью этого возрастного периода нередко является снижение порога эпилептической готовности мозга.

- Вернуться в оглавление раздела "неврология"

Оглавление темы "Заболевания нервной системы":
  1. Головокружение у детей: частота, клиника
  2. Легкое пароксизмальное головокружение (код МКБ 10: G.43.8). Диагностика
  3. Вестибулярное головокружение при лабиринтите, приеме вестибулотоксических препаратов
  4. Тромбоз венозных синусов головного мозга: причины, клиника, прогноз
  5. Отек головного мозга у детей: причины, механизмы развития
  6. Вертеброгенные синдромы у детей: причины, классификация
  7. Клиника вертеброгенных синдромов у детей. Диагностика
  8. Причины боли у детей. Диагностика
  9. Аномалии краниовертебрального перехода. Эхоэнцефалоскопия
  10. ЭЭГ у детей и подростков в норме. Особенности

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: