Двигательные феномены во сне у детей

Сон - это естественное, регулярное, периодическое состояние отдыха сознания и тела, при котором глаза, как правило, закрыты, отсутствуют или незначительно присутствуют сознание и произвольные движения и возникают преходящие сновидения. Необходимо отметить, что в русском языке слово «сон» употребляется для описания как собственно состояния «сна», так и сновидения, поэтому в дальнейшем эти два понятия будут освещаться отдельно.

Сон является не только предметом изучения физиологов, биохимиков и клиницистов, но и побудительным мотивом для рассуждения философов. Причиной этому обстоятельству служит невозможность самоописания состояния сна. Можно говорить о содержании сновидения при пробуждении (см. ниже), но нельзя говорить о процессе сна, употребить выражение «Я сплю» так же, как «Мне больно» (Малкольм Н.).

Сон представляет собой важнейшее физиологическое состояние, которое, например, у новорожденного ребенка занимает до 2/3 суток. Сон претерпевает уникальную эволюцию у развивающегося организма, и его нарушения, как правило, отражают не только патологический процесс, но и особенности становления циркадного цикла «сон-бодрствование».

A.Rechtschaffen и соавт. выделяют следующие функции сна: сохранение энергии; поддержание уровня сознания; терморегуляция; созревание нейронов и психическое здоровье. Согласно концепции O.Pompeiano, эволюционно сон возник с целью ограничения двигательной активности, «отдыха» от движений животного.

Ограничению двигательной активности во время сна способствует депрессия спинальной моторной активности посредством реципрокного взаимодействия гигантоклеточного поля с каудальной частью голубого пятна (осцилляторная система O.Pompeiano), которое реализуется по ретикуло- и вестибулоспинальной медиальной системе. Между тем для сна характерно большое количество феноменов, которые свидетельствуют об относительности этого ограничения. Эти феномены имеют определенную предпочтительность возникновения в отдельные фазы сна.

Двигательные феномены и фазы сна
Б - бодрствование; ПС - парадоксальный сон.

А.Ц.Гольбин и соавт. разделяют реакции здорового человека во сне на сравнительно простые двигательные реакции; двигательные акты с элементами адаптивного поведения; соматовегетативные реакции во сне; феномены, сопровождающиеся активацией речедвигательного аппарата.

К сравнительно простым двигательным феноменам относятся общие движения тела и конечностей без изменения позы, относительно изолированные движения (только головой или конечностями), локальные одиночные движения (мимические, пальцев рук и ног), одиночные пароксизмальные движения (вздрагивания, подергивания), ритмические движения («дирижирование», сосательные), изометрическое напряжение мышц.

К двигательным актам с элементами адаптивного поведения можно отнести укрывание одеялом, манипуляции с одеждой, потягивания, группу движений, направленных на принятие удобной позы.

Среди соматовегетативных реакций выделяют сопение, храп, шумные выдохи и вдохи, аритмию дыхания, кашель, глотание, икание, активизацию перистальтики кишечника, эрекцию и т.д.

К феноменам, сопровождающимся активацией речедвигателъного аппарата, относятся стон, нечленораздельное бормотание, членораздельная речь.

Преимущественное распределение различных двигательных феноменов по фазам сна согласно И.А.Вахрамеевой представлено на рисунке выше.

Примерная длительность сна в сутки составляет у новорожденного 16 ч, у ребенка в возрасте 6 мес. - 14,5 ч, у ребенка одного года - 13,5 ч, 2 лет -13 ч, 4 лет - 11,5 ч, 6 лет - 9,5 ч, 12 лет - 8,5 ч; однако количественная потребность во сне ребенка очень индивидуальна.

Дети, находящиеся на грудном вскармливании, быстрее засыпают, но чаще просыпаются из-за более быстрого опорожнения желудка.

- Читать "Расстройства сна у детей - дисомнии, парасомнии"

Оглавление темы "Неврология детей":
  1. Механизмы развития бледных аффективно-респираторных приступов (АРП) у детей
  2. Клиника и течение бледного аффективно-респираторного приступа (АРП) у детей
  3. ЭЭГ бледного аффективно-респираторного приступа (АРП) у детей
  4. Лечение аффективно-респираторного приступа (АРП) у ребенка
  5. Прогноз аффективно-респираторных приступов (АРП) у детей
  6. Двигательные феномены во сне у детей
  7. Расстройства сна у детей - дисомнии, парасомнии
  8. Зависимые от сна ритмические расстройства - частота, причины
  9. Клиника и течение зависимых от сна ритмических расстройств (RMD)
  10. ЭЭГ при зависимых от сна ритмических расстройств (RMD)

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: