Ведение больного с деменцией. Тактика при деменции у больного.

Лучше всего, если больной, страдающий деменцией, госпитализируется для оценки клинического состояния и определения, нет ли у него одной из излечимых причин деменции, приведенных выше, хотя часто это невозможно. Помимо данных анамнеза (который всегда должен основываться на опросе других людей, а не только пациента) и обследования неврологического и психического статуса, в зависимости от клинической ситуации следует провести дополнительные исследования.

К ним относятся: клинический анализ крови, определение уровня витамина В12 и лекарственных препаратов в сыворотке крови, исследование функций щитовидной железы, оценка эндокринных и печеночных функций, серологическое тестирование на ВИЧ-инфекцию и сифилис, определение СОЭ, исследование ЦСЖ, исследование ЦНС: ЭЭГ, КТ и, все чаще, МРТ. Нейропсихо-логическое исследование позволяет определить степень и природу когнитивных нарушений, а также оценить их последующее прогрессирование.

Если деменция вызвана неизлечимым заболеванием, необходимо обсудить с родственниками больного его уход на пенсию, выбор опекуна, передачу юридических и финансовых прав, потребность в сиделке, помещение в дом ухода за престарелыми и т. д. Решать эти вопросы можно постепенно так как в большинстве случаев заболевание прогрессируют хотя и неуклонно, но медленно. На очень ранних стадиях заболевания больной сам может принять решение относительно некоторых вопросов. Возможность трудовой деятельности, участия в домашних делах и вождения автомобиля зависит от обстоятельств жизни больного, степени его инвалидности и излечимости сочетанных заболеваний.

Периодически проводится лекарственная терапия. При снижении настроения и инсомнии помогают антидепрессанты. Если выражены бред, паранойяльные расстройства, то можно использовать оланзапин, квиетапин, рисперидон или галоперидол. При ночном беспокойстве могут помочь диазепам или другие седативные препараты. Внезапное ухудшение психического статуса требует исключения присоединившегося инфекционного заболевания, нарушений водно-электролитного баланса, церебро-васкулярного или кардиального заболевания, эмболии легочной артерии или случайной передозировки лекарственных препаратов.

деменция

Исследование психического статуса

Оно должно быть системным и охватывать нижеприведенные психические функции (примеры приведены); больной должен находиться в сознании и не иметь афазии, затрудняющей понимание вопросов и ответы на них.

1. Понимание (ответы больного на вопросы об основных симптомах заболевания): Какие у Вас проблемы? Вы больны? Когда началось Ваше заболевание?
2. Ориентация. В собственной личности и настоящей ситуации: Как Вас зовут, Ваш адрес, Где Вы находитесь (здание, город, страна)? Кто Вы по профессии? Вы женаты?

В пространстве: Как называется место, где Вы сейчас находитесь (клиника, город, страна)? Как Вы сюда попали? На каком Вы этаже? Где находится ванна?

Во времени: Какой сегодня день (год, месяц, день недели)? Какое время суток? Что Вы ели? Когда был последний выходной день?

3. Память. На отдаленные события: Назовите имена Ваших детей и даты их рождения. Когда была Ваша свадьба? Девичья фамилия Вашей матери? Имя Вашего первого учителя? Чем Вы занимаетесь на работе? Узнавание известных деятелей культуры (с учетом возраста больного). На недавние события: Расскажите, чем Вы недавно болели (сравнить с предыдущими утверждениями). Что Вы ели сегодня на завтрак? Как меня зовут (или имя медицинской сестры)? Когда мы с Вами встретились впервые? Какие исследования Вы прошли? Какие сегодня заголовки в газетах?
Внимание и немедленное воспроизведение («краткосрочная память»): Повторите за мной серию однозначных 4, 5, 6, 7 чисел (однозначные числа произносятся со скоростью одно в секунду). Теперь, когда я назову серию цифр, повторите их в обратной последовательности. В норме запоминается не менее 7 цифр в прямой последовательности и не менее 4 — в обратной. Произнесите слово «земля» обычно и наоборот («ялмез»).

Запоминание: Больному предлагают три простых утверждения (например, имя исследователя, дата, время суток и деталь одежды), затем просят повторять их до тех пор, пока он не сделает это без подсказки. Больному рассказывают или дают прочесть короткий текст, а через 3—5 мин просят его пересказать. Способность воспроизводить информацию через определенное время характеризует запоминание.

Зрительная память: Больному показывают изображения нескольких предметов, затем просят назвать эти предметы (отмечается любая неточность).

Названия: Больного просят назвать как можно больше слов из одной категории (например, машины, домашние животные, слова, начинающиеся на букву «п»). Большинство взрослых перечисляют от 12 до 15 названий за одну минуту.

4. Общая информация: Назовите имя нынешнего президента, первого президента, последнего президента, важнейшие исторические даты, большие реки и города, число недель в году; дайте определение острову.

5. Способность к продолжительной умственной деятельности: Подчеркните все буквы «а» на этой странице, посчитайте вперед и в обратном порядке, назовите месяцы года в прямом и обратном порядке. Счет: Исследование способности к сложению, вычитанию, умножению и делению. Последовательное вычитание по 7 из 100 — удобный тест для исследования счета и концентрации внимания. Пространственное построение: Попросите больного нарисовать часы со стрелками, показывающими время 7 часов 45 минут, нарисовать карту страны, план этажей его дома, скопировать куб.
Абстрактное мышление: Способность больного выявить сходство и различия между группами объектов (апельсин и яблоко; лошадь и собака; доска и книжный шкаф), объяснить пословицу и аллегорию.

6. Общее поведение: Особенности общения больного, связность мыслей, внимательность, скорость ответа на вопросы, настроение, манера одеваться.

7. Выявление отдельных проявлений поражения головного мозга: Хватательный и сосательный рефлексы, афазия, апраксия и корковые расстройства чувствительности.

Многие формализованные психологические тесты используются для количественной оценки степени деменции, но сами по себе не позволяют установить лежащее в ее основе заболевание головного мозга. Однако сравнение Векслеровской шкалы интеллекта для взрослых и Векслеровской шкалы памяти рекомендуется для отличия амнестического состояния от деменции (различие более чем на 20 пунктов между результатами двух тестов). Матричный тест Равена применяется для стандартной оценки невербального мышления. Шкалы депрессии Гамильтона и Бека позволяют исключить депрессивную псевдодеменцию.

Краткое исследование психического статуса - упрощенное исследование психического статуса включает 11 вопросов (максимальный балл — 30) и требует 5—10 мин для его проведения. Широко используется для количественной оценки когнитивных нарушений и их изменений при повторных обследованиях, в особенности у пожилых больных, которые способны участвовать в интеллектуальном тестировании лишь в течение короткого периода времени.

- Читать далее "Церебральные синдромы. Синдромы поражения лобных долей."

Оглавление темы "Поражения долей мозга. Нарушения речи.":
1. Ведение больного с деменцией. Тактика при деменции у больного.
2. Церебральные синдромы. Синдромы поражения лобных долей.
3. Синдромы поражения височных долей. Признаки поражения височных долей.
4. Синдромы поражения теменных долей. Признаки поражения теменных долей.
5. Синдромы поражения затылочных долей. Признаки поражения затылочных долей.
6. Синдромы разобщения. Выявление признаков разобщения.
7. Нарушения речи. Виды и типы нарушения речи.
8. Тотальная афазия. Моторная афазия - афазия Брока.
9. Афазия Вернике - сенсорная афазия. Амнестическая афазия. Речевые синдромы диссоциации.
10. Субкортикальные афазии. Нарушения артикуляции и фонации. Дизартрия и анартрия.

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: