История эпилепсии. Изучение эпилепсии

Вокруг эпилепсии издавна нагромождались различные мистические воззрения и религиозные предубеждения. Длительное время это заболевание связывали с влиянием сверхъестественных сил.

Противоположностью слова «священная» было название «демоническая болезнь» (morbus demonicus), обусловленное будто бы вселением в человека демона. Никто не решался есть с больным из одной чашки и пить из одной кружки. Чтобы не «заразиться», больных изолировали, высылали в отдаленные места. Еще в глубокой древности производили трепанацию черепа для того, чтобы выпустить злого «духа». Об этом свидетельствуют трепанационные отверстия на сохранившихся с первобытных времен человеческих черепах.

Среди римлян было широко распространено название «комициальная болезнь». Если припадок случался с кем-либо из участников комиции (народного собрания), то это считалось дурным предзнаменованием и собрание прерывалось. Можно предположить и другое объяснение. Эпилептические припадки часто наступали при большом скоплении людей. Таким скоплением в древности и были комиции. Термин «comitial» до сих пор употребляется во французской и испанской неврологической литературе как синоним эпилепсии.

Они отчетливо отражают мнение большинства об этой болезни, отношение их к больным. Преобладающими чувствами были страх, отвращение и жалость. Отсюда соответствующие названия — «горестное страдание», «наказание Христа», «дурная болезнь», «черная болезнь».

изучение эпилепсии

Старинные латинские определения больных эпилепсией включают в себя такие понятия, как «презренный», «криминальный», «опасный», «смертоносный», «безумный», «отвратительный». Некоторые названия имеют указания на факторы, способствующие появлению припадков. Возникновение эпилепсии связывали еще с наказыванием за грехи против богини Луны и называли ее поэтому «лунной болезнью». «Лунатиками» больных эпилепсией считали потому, что припадки наступали часто во сне, во время появления, луны.
Эпилептические приступы, появляющиеся ночью, неправильно путали со снохождением — сомнабулизмом.

Отрицательное влияние на представление об эпилепсии оказала книга Мореля «О вырождении». Его концепция о наследовании помешательства и об отождествлении страдающих эпилепсией с дегенератами несомненно принесла большой вред науке и больным. Морель, а затем и его последователи относили все психические отклонения за счет дегенеративной наследственности.

Создатель антропологической школы Ломброзо впал в другую крайность. По Ломброзо, преступление и вырождение — общие явления, больной эпилепсией и преступник имеют сходные черты. Таким образом, если Морель относил больных эпилепсией к дегенератам, то Ломброзо приравнивал их к преступникам.

Долгое время эпилепсию считали наследственной болезнью. По мере развития науки и внедрения новых методов обследования укаддхшалось все больше данных, подтверждающих доминирующее значение экзогенных вредностей в генезе этого заболевания. Особенно резкой критике сторонники наследственного происхождения эпилепсии были повергнуты в 1935 г. на Международном неврологическом съезде в Лондоне.

Подавляющее большинство участников съезда было против взгляда на эпилепсию как на болезнь sui generis. Всякая эпилепсия — результат экзогенных влияний, всякая эпилепсия симптоматична— таков тезис съезда.

- Читать далее "Причины эпилепсии. Наследственная предрасположенность к эпилепсии"

Оглавление темы "Эпилепсия. Причины эпилепсии":
1. История эпилепсии. Изучение эпилепсии
2. Причины эпилепсии. Наследственная предрасположенность к эпилепсии
3. Заболевания приводящие к эпилепсии. Неизвестные причины эпилепсии
4. Травматическая эпилепсия. Эпидемиология травматической эпилепсии
5. Инфекционная эпилепсия. Алкогольная эпилепсия
6. Детская эпилепсия. Причины детской эпилепсии
7. Начало эпилепсии. Половой и возрастной фактор эпилепсии
8. Патогенез эпилепсии. Механизмы развития судорог при эпилепсии
9. Раздражители приводящие к эпилепсии. Триггеры эпилепсии
10. Рефлекторная эпилепсия. Условнорефлекторная эпилепсия

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: