Патогенез стереотипий. Механизм развития стереотипий.

Патогенез стереотипий остается неясным. Психофизиологические теории рассматривают стереотипии как своеобразную форму самостимуляции, восполняющей дефицит внешней сенсорной афферентации и тем самым поддерживающей оптимальное функциональное состояние определенных структур ЦНС. Эта функция стереотипии особенно выражена у больных с аутизмом и сенсорной депривацией (например, при врожденной слепоте или глухоте).

С другой стороны, стереотипии рассматривают как способ снизить повышенное возбуждение, вызванное голодом, физическим усилием, фрустрацией, чрезмерными внешними раздражителями, например, шумом или ярким светом.

Стереотипии нередко наблюдаются у животных, помещенных в неволю и ситуацию сенсорной депривации, замещая собой нормальный «поведенческий репертуар». В связи с этим их рассматривают как своеобразную форму смещенного действия, двигательное выражение внутреннего напряжения, вызванного нереализованными мотивациями, или как вариант самостимулирующего поведения.

Эволюционная теория исходит из того, что ритмичные моторные программы являются частью приобретаемых в детстве двигательных навыков, но при поражении головного мозга происходит патологическая фиксация или растормаживание этих примитивных форм двигательного поведения.

С нейрофизиологической точки зрения стереотипии вызываются нарушением взаимодействия базальных ганглиев и лимбических структур с лобной корой, которое в норме обеспечивает трансформацию мотива в действие, планирование и регуляцию поведения. Решающую роль в этом процессе может иметь дисфункция восходящих моноаминергических систем, прежде всего дофаминергической системы.

стереотипии

Это доказывает возможность вызывать стереотипии у лабораторных животных путем инъекции в стриатум дофамина или назначения дофаминомиметиков, а также подавлять их введением препаратов, блокирующих дофаминовые рецепторы. Согласно экспериментальным данным, стереотипии вызывают лишь агонисты D2-рецепторов, тогда как стимуляция D1-рецепторов способна лишь потенцировать эффект активации D2-рецепторов.

Помимо изменения активности нигростриарной системы, модулирующей функциональное состояние фронтостриарных нейронных кругов, важную роль в патогенезе стереотипии может играть и дисфункция мезолимбической системы, в частности приводящая к нарушению связей между лимбической частью стриатума (прилежащим ядром) и миндалиной.

По данным J.T.Tschanz и G.V.Rebec (1988), нейролептики могут оказывать неодинаковое воздействие на разные типы движений: клозапин, избирательно воздействующий на D4-рецепторы в мезокортиколимбической системе, избирательно блокирует оральные стереотипии, тиоридазин в низких дозах уменьшает удары головой (за счет блокады D2-рецепторов), и лишь в более высоких дозах — оральные стереотипии. Галоперидол устраняет все стереотипии, индуцированные дофаминомиметиками.

Эти результаты показывают, что стереотипии могут быть связаны с активацией различных дофаминовых рецепторов и разных дофаминергических систем.

В пользу дофаминергического происхождения стереотипии свидетельствует и частое выявление этого гиперкинеза при шизофрении, предположительно связанной с дисфункцией дофаминергической системы. При шизофрении стереотипии могут возникать как до лечения, так и на фоне приема нейролептиков при развитии поздней дискинезии. B.M.Pedro et al. (1994) отметили, что у больных шизофренией, имеющих стереотипии, чаще выявляется асимметрия D2-рецепторов в стриатуме: их плотность слева оказывается выше, чем справа.

У человека стереотипии тоже могут возникать под влиянием дофаминомиметиков (кокаина, амфетаминов, препаратов леводопы) и регрессировать под влиянием нейролептиков. Экспериментально показано, что поражение лобных долей может усиливать стереотипии, вызванные амфетамином, и даже имитировать их.

Определенное значение в патогенезе стереотипии имеет также дисфункция норадренергической системы. Показано, что при введении в стриатум амфетамина характер стереотипии зависит от соотношения концентраций норадреналина и дофамина, в частности только при высоком уровне норадреналина (по отношению к дофамину) амфетамин вызывает у лабораторных животных локомоторные стереотипии, причем они ослабляются добавлением леводопы.

Важную роль в патогенезе могут также играть дисфункция серотонинергической системы с нарушением связей между ядрами шва и стриатумом, а также изменение содержания нейропептидов. Показано, что микроинъекции холецистокинина и нейротензина в медиальные отделы прилежащего ядра потенцируют амфетаминовые стереотипии.

Особую нейрохимическую основу имеют аутоагрес-сивные действия. В отличие от стереотипии, они связаны с активацией не D2-, а D1-дофаминовых рецепторов, недостаточностью серотонинергической системы и гиперактивностью опиатергических систем. В цереброспинальной жидкости у больных с аутизмом и аутоагрессивным поведением определяется высокий уровень бета-эндорфинов, а назначение антагониста опиатов налоксона ослабляет аутоагрессивные действия.

Высокая активность опиатергической системы может объяснить сниженную чувствительность больных с аутоагрессией к боли. В то же время антагонисты опиатов могут усилить другие стереотипии, что свидетельствует о патогенетических различиях между аутоагрессивными действиями и другими стереотипиями.

- Читать далее "Дифференциальная диагностика стереотипий. С чем дифференцировать стереотипии?"

Оглавление темы "Стереотипии.":
1. Гемимастикаторный спазм. Гемилингвальный спазм.
2. Нейромиотония. Этиология и клиника нейромиотонии.
3. Фибриллярная хорея Морвана. Синдром Шварца—Джампеля.
4. Болезненные ноги-движущиеся пальцы. Признаки синдрома болезненные ноги-движущиеся пальцы.
5. Дискинезия культи. Стереотипии.
6. Классификация стереотипий. Патологические стереотипии.
7. Патогенез стереотипий. Механизм развития стереотипий.
8. Дифференциальная диагностика стереотипий. С чем дифференцировать стереотипии?
9. Стереотипии при умственной отсталости. Стереотипии при аутизме.
10. Синдром Ретта. Признаки и диагностика синдрома Ретта.
Кратко о сайте:
Медицинский сайт MedicalPlanet.su является некоммерческим ресурсом для всеобщего и бесплатного развития медицинских работников.
Материалы подготовлены и размещены после модерации редакцией сайта, в составе которой только лица с высшим медицинским образованием.
Ни один из материалов не может быть применен на практике без консультации лечащего врача.
Вопросы, замечания принимаются по адресу admin@medicalplanet.su
По этому же адресу мы оперативно предоставим вам координаты автора, заинтересовавшей вас статьи.
Если планируется использование отрывков размещенных текстов - обязательно размещение обратной ссылки на страницу источник.