Классификация стереотипий. Патологические стереотипии.

J.Jankovic (1994) выделяет физиологические и патологические стереотипии.
Физиологические стереотипии наблюдаются у здоровых людей. Они особенно характерны для детей первых лет жизни, у которых могут знаменовать определенный этап нормального процесса созревания двигательного контроля. При этом репертуар стереотипии у детей с возрастом закономерно меняется. Например, сосание пальцев сменяется раскачиванием туловища, верчением головы, ударами головой о твердую поверхность, затем — бруксизмом, закручиванием волос, обкусыванием ногтей (онихофагия) или выдергиванием волос (трихотилломания).

Но к 4—7 годам у большинства детей стереотипии регрессируют, лишь у части здоровых детей (в том числе старшего возраста) в определенных ситуациях эпизодически возникает стереотипная двигательная активность, выполняющая функции самостимуляции или снятия внутреннего напряжения.

У взрослых физиологические стереотипии могут представлять собой привычные действия (постукивание пальцами по столу, подергивание ногой, скрещивание и разведение ног, почесывание за ухом, оттягивание уха, облизыванием или прикусывание губ и т.д.), которые также по преимуществу имеют характер самостимуляции. Обычно они усиливаются при эмоциональном стрессе и позволяют человеку ослабить тревогу.

Нередко стереотипии наблюдаются у манерных людей. Манерность представляет собой своеобразное вычурное, демонстративное, индивидуализированное выполнение целенаправленных поведенческих актов за счет необычных для данной культуры действий или жестов, не имеющих явного функционального значения, и может рассматриваться как результат вкрапления стереотипии в целенаправленный поведенческий акт

стереотипии

Патологические стереотипии возникают при поражениях головного мозга в контексте других психических и неврологических расстройств и обычно имеют более стойкий, ритмичный, однообразный характер. Они представляют собой отдельный синдром, который имеет различную этиологию. Причиной патологических стереотипии могут быть:
— умственная отсталость;
— аутизм (ранний детский аутизм, синдром Аспергера);
— синдром Ретта;
— врожденная слепота и глухота;
— нейроакантоцитоз;
— синдром Леша—Найхана;
— шизофрения;
— обсессивно-компульсивный синдром;
— синдром Туретта;

— применение психостимуляторов и некоторых других лекарственных средств (например, препаратов леводопы);
— поздняя дискинезия;
— акатизия;
— синдром беспокойных ног;
— истерия;
— лобно-височная деменция;
— очаговые поражения головного мозга (при инсультах, опухолях и др.);
— гепатолентикулярная дегенерация.

Независимо от причины, репертуар стереотипии у каждого больного ограничен и, как правило, включает в себя одну или несколько ведущих стереотипии. Он зависит как от индивидуальных особенностей, так и от природы заболевания. Важное значение имеют также социальная ситуация и эмоциональное состояние больного. При некоторых заболеваниях (например, при синдроме Туретта) характер стереотипии широко варьирует даже в рамках одной семьи, тогда как при синдромах Ретта и Леша—Найхана набор стереотипии у больных более стандартен.

Течение стереотипии различно и зависит от основного заболевания. Они могут быть постоянными или появляться эпизодически на фоне стресса или преходящих психических нарушений. При хронических заболеваниях нервной системы стереотипии обычно имеют стойкий характер, но могут волнообразно усиливаться и ослабляться. С возрастом у больных с нарушением созревания центральной нервной системы (например, при аутизме) отмечается тенденция к уменьшению стереотипии.

- Читать далее "Патогенез стереотипий. Механизм развития стереотипий."

Оглавление темы "Стереотипии.":
1. Гемимастикаторный спазм. Гемилингвальный спазм.
2. Нейромиотония. Этиология и клиника нейромиотонии.
3. Фибриллярная хорея Морвана. Синдром Шварца—Джампеля.
4. Болезненные ноги-движущиеся пальцы. Признаки синдрома болезненные ноги-движущиеся пальцы.
5. Дискинезия культи. Стереотипии.
6. Классификация стереотипий. Патологические стереотипии.
7. Патогенез стереотипий. Механизм развития стереотипий.
8. Дифференциальная диагностика стереотипий. С чем дифференцировать стереотипии?
9. Стереотипии при умственной отсталости. Стереотипии при аутизме.
10. Синдром Ретта. Признаки и диагностика синдрома Ретта.

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: