Исследование двигательной функции, чувствительности и рефлексов. Осмотр больных в коме.

Применяется большое количество простых диагностических приемов, позволяющих исследовать силу мышц, координацию движений и скорость двигательных актов. Пациента просят: удерживать вытянутые вперед обе руки или ноги для преодоления силы тяжести, поочередно дотрагиваться указательным пальцем каждой руки до кончика своего носа или до пальца исследователя, обвести круг или квадрат указательным пальцем, производить быстрые противоположные движения, застегнуть пуговицы на своей одежде, расстегнуть и застегнуть английскую булавку и выполнять действия с известными инструментами, стоять и ходить на носках и на пятках, встать на колени или сесть на корточки и затем подняться из этого положения без посторонней помощи, провести пяткой одной ноги по передней поверхности большеберцовой кости другой ноги, ритмично постучать пяткой по голени, быстро дотронуться пальцем ноги до пальца руки исследователя или следовать за ним.

Исследование двигательных функций будет неполным без оценки походки и устойчивости пациента, наличия или отсутствия тремора, непроизвольных движений, нарушения позы и мышечного тонуса, который оценивается при совершении пассивных движений в конечностях. Максимальное мышечное сокращение и мышечная сила определяются исследователем и оцениваются в баллах. Как уже отмечалось, апраксией называется нарушение способности пациента к выполнению известных ему простых целенаправленных движений при сохранении мышечной силы и чувствительности.

Исследование рефлексов с двуглавой и с трехглавой мышц, пястно-лучевого, коленного, ахиллова, кожных брюшных и подошвенного позволяет адекватно оценить рефлекторную активность спинного мозга. Для исследования сухожильного рефлекса наносится быстрый удар неврологическим молоточком по сухожилию расслабленной и слегка растянутой мышцы. У некоторых людей, особенно с крупными мышцами, сухожильные рефлексы вызываются с трудом; их можно усилить, если обследуемый сцепляет пальцы рук и с силой тянет кисти в стороны (прием Ендрашика). Если сухожильные рефлексы повышены, они могут распространяться на соседние группы мышц. Выявление разгибательного подошвенного рефлекса (симптом Бабинского) указывает на поражение корково-спинномозгового пути.

исследование двигательной функции

Для вызывания рефлекса Бабинского производят интенсивное штриховое раздражение наружного края подошвенной поверхности стопы. Рефлекс считается положительным, если при этом происходит разгибание большого пальца стопы и веерообразное расхождение других пальцев, иногда в сочетании со сгибанием ноги в коленном и тазобедренном суставах.

Более подробно исследование двигательных функций обсуждается в дальнейших статьях, посвященных параличу, нарушениям координации движений, позы, расстройствам устойчивости и походки. Особенности исследования чувствительности, как наиболее трудной части неврологического осмотра, описаны в главах, посвященных боли и другим формам соматических ощущений. К наиболее распространенным диагностическим тестам относятся определение вибрационной чувствительности (для этого ножку камертона с частотой вибрации 128 Гц прикладывают к пальцам рук и ног), исследование тактильной чувствительности, болевой чувствительности и суставно-мышечного чувства.

В каждом из этих случаев, несмотря на ограничение возможностей неврологического осмотра, можно получить важную информацию о функции нервной системы. Особенности неврологического осмотра пациентов в сопорозном и коматозном состоянии описаны далее.

При обследовании пациентов с психическими заболеваниями не стоцт полагаться на сотрудничество с пациентом и следует критически относиться к его утверждениям и мнениям. Например, пациент страдаюпщй депрессией, может предъявлять жалобы на слабость и нарушение памяти, в то время как эти симптомы на самом деле отсутствуют. Пациент, страдаюпщй социопатией, может симулировать паралич. В этом случае большое значение имеет информация, полученная от человека, близко знающего пациента. Особенности методики неврологического осмотра младенцев и маленьких детей описаны далее.

- Читать далее "Клинический метод в неврологии. Инструментальные и лабораторные методы в неврологии."

Оглавление темы "Введение в неврологию. Основы неврологии.":
1. Клинические исследования в неврологии. Диагностика заболеваний нервной системы.
2. Сбор анамнеза у неврологического больного. Неврологический осмотр.
3. Обследование пациентов с неврологическим заболеванием. Исследование высших мозговых (корковых) функций.
4. Исследование двигательной функции, чувствительности и рефлексов. Осмотр больных в коме.
5. Клинический метод в неврологии. Инструментальные и лабораторные методы в неврологии.
6. КТ и МРТ в неврологии. Компьютерная и магнитно-резонансная томография в неврологии.
7. Ангиография в неврологии. УЗИ в неврологии.
8. Миелография в неврологии. Электроэнцефалография в неврологии.
9. Паралич в неврологии. Анатомия и физиология паралича.
10. Двигательная зона коры. Поражение корково-спинномозговых нервов.

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: