Развитие личности. Нарушение социального развития. Нарушения умственного развития.

Под личностью понимают все психологические черты, отличающие одного человека от других. Между индивидуумами возможны значительные вариации в энергичности, способности к эффективной работе, в силе интеллекта, чувствительности, темпераменте, эмоциональном реагировании, агрессивности и пассивности, силе характера, переносимости изменений в жизни, риска и стресса. Все эти черты и составляют личность человека.

При формировании личности, особенно той ее части, которая касается чувств и эмоциональности, несомненную роль играет основной темперамент. Изначально одни дети выглядят счастливыми, радостными и не фиксируются на сиюминутных трудностях, другие же имеют противоположные качества. К третьему месяцу жизни появляются индивидуальные различия в активности/пассивности, энергичности действий, контактности/замкнутости, адаптированности/дезадаптированности, пороге реакции на стимуляцию, хорошем/плохом настроении, собранности и рассеянности. Показатели в этом раннем возрасте коррелируют с результатами исследований в 5-летнем и более старшем возрасте. Предполагается, что генетически детерминированы и более общие аспекты личности взрослого человека, например беспокойство о своем здоровье и других проблемах, тревожность или спокойствие, застенчивость или дерзость, сила инстинктивных порывов и необходимость их удовлетворения, симпатия к другим, чувствительность к критике, степень дезорганизации в сложных обстоятельствах. Однояйцовые близнецы, выросшие в различных условиях, очень похожи по этим и другим личностным характеристикам. Эти наблюдения подтверждаются данными, что некоторые аспекты личности, такие как поиск приключений и любовь к риску, частично связаны с различными аллелями в локусе определенного гена. Тем не менее ранний опыт, воспитание ребенка, оставление его на произвол судьбы оказывают сильное влияние на формирование личности.

В данном случае задержка наблюдается в сфере социальной адаптации, длительного процесса, включающего успешные гармоничные отношения с матерью, членами семьи, учителями и в общественной жизни. Основными признаками служат легкое развитие фрустрации, непослушание, постоянные вспышки раздражения, неприятие авторитетов и неспособность контролировать свое поведение. Это может вести к прогуливанию уроков в школе, разногласиям в семье, противозаконным действиям, поджогам и т. д.. По мере взросления обычно наблюдается некоторое улучшение.

развитие личности

Нарушения умственного развития.

Этот симптомокомплекс неполного или недостаточного развития умственных способностей и расстройств поведения наблюдается при многих нарушениях развития, о которых речь шла выше. Задержка умственного развития представляет собой наиболее значимое нейропсихиатрическое нарушение в любом цивилизованном обществе (около 3 %). Используя любой из многочисленных методов определения социальной и психологической дефектности, можно условно выделить две группы: (1) незначительное отставание (IQ 45-70), в прошлом этих людей относили к высокоразвитым имбецилам; (2) значительное отставание, ранее в эту группу включали идиотов (IQ>20) и низкоразвитых имбецилов (IQ 20-45). В третью группу входят больные с аутизмом и сходными нарушениями, обсуждаемыми в гл. 38. Было установлено, что черты аутизма могут наблюдаться у детей с нормальными или формально нормальными когнитивными способностями (синдром Аспергера); однако при тяжелой форме (синдром Каннера) уровень недееспособности соответствует выраженной задержке умственного развития. Первую группу (незначительное отставание) относят в настоящее время к физиологической или семейной умственной отсталости; эта группа значительно больше, чем группа с патологической умственной отсталостью. Так как термины «идиот», «имбецил» и «слабоумный» приобрели оттенок оскорбления, Американская ассоциация по изучению умственной отсталости предложила следующую классификацию:

1) глубокая умственная отсталость, неспособность к самообслуживанию (IQ 1-25);
2) значительная умственная отсталость, неспособность жить самостоятельно и обучаться (IQ 25-39);
3) средняя умственная отсталость, возможность некоторого обучения (IQ 40-54);
4) легкая умственная отсталость, возможность обучения и частичного образования.

Важно отметить, что только небольшая часть случаев умственной отсталости (обычно это глубокая или тяжелая степень) связана с врожденными аномалиями развития и заболеваниями, обсуждаемыми в нашей статье. Наиболее приемлемая точка зрения на группу лиц с легкой степенью отсталости такова, что они представляют часть населения, противоположную гениям. Lewis был первым, кто привлек внимание к большой группе лиц с легкой умственной отсталостью и охарактеризовал их двусмысленным термином «субкультурные». Различают два клинических варианта. При первом младенец почти с рождения отстает по всем показателям развития. Он больше спит, мало просит есть, менее подвижен, плохо сосет грудь и срыгивает. Родители обычно радуются, как замечателен их ребенок, как мало он доставляет им проблем своим плачем. По прошествии месяцев у такого ребенка отмечается задержка развития. Малыш обычно гипотоничен, позднее нормальных детей начинает переворачиваться, сидеть без поддержки и ходить. Такие дети позже начинают улыбаться и проявляют мало интереса к матери, окружающим людям и происходящим событиям. Они слабо реагируют на зрительные и слуховые раздражения, иногда до такой степени, что возникает подозрение о слепоте или глухоте. В отличие от здоровых, эти дети не прекращают брать все в рот и пускать слюни к концу первого года жизни. Они быстро теряют интерес к игрушкам, их неспособность сосредотачиваться становится все более выраженной. Вокализация скудная, часто гортанная, пронзительная или высокотональная и невнятная. Ребенок не старается заменить лепетание словами.

При втором варианте ранние моторные этапы развития (удержание головки, переворачивание, сидение, стояние и ходьба) ребенок проходит своевременно, но позже отмечаются невнимательность, замедленное обучение обычным детским навыкам. Создается впечатление, что каким-то образом отстает моторное развитие. Однако могут наблюдаться бесцельная гиперактивность, повторение ритмичных движений, скрежетание зубами (бруксизм) и гипотония.

В обеих группах отмечаются высокая частота легких врожденных аномалий развития глаз, лица, рта, ушей и кистей, а также частая заболеваемость; лица с выраженной степенью задержки умственного развития часто не достигают нормального роста и веса. Запущенность, жестокое обращение, часто встречаются в этой группе детей. Большинство детей с отклонениями поведения нуждаются в обучении в специализированных классах или школах, должны быть приняты меры, чтобы уменьшить их склонность к прогуливанию, антисоциальным и криминальным действиям.

Бесконечные споры ведутся по поводу причин. Являются ли лица с физиологической умственной отсталостью жертвами генетических расстройств, препятствующих их успешному развитию и адаптации, или же их состояние становится следствием социального неравенства, недостатком образования и воспитания в сочетании с плохим питанием, инфекционными заболеваниями и другими внешними факторами? Очевидно, что имеют значение как социальные, так и генетические факторы, хотя трудно определить точное соотношение их значимости.

В первые один или два года жизни подозрение о задержке умственного развития основывается преимущественно на клиническом впечатлении, но оно всегда должно быть подтверждено психометрическими методами.

Большинство детских неврологов используют критерии, изложенные Gesell и Amatruda или Денверовской скрининговой шкалой развития, позволяющей подсчитать коэффициент развития (DQ).

Для тестирования детей дошкольного возраста применяются Векслеровская шкала интеллекта для дошкольников и первичная (Primary) шкала интеллекта, а для тестирования детей школьного возраста разработана Векслеровская шкала интеллекта для детей. Результаты IQ-тестов для дошкольников следует оценивать с осторожностью, так как они в меньшей степени позволяют прогнозировать успешность школьного обучения, чем тесты, используемые после 6-летнего возраста. В целом, нормальный возрастной результат IQ позволяет исключить задержку умственного развития как причину школьной неуспеваемости и трудностей в обучении, но отдельные когнитивные дефекты можно выявить по низким результатам в определенных субтестах. Дети с умственным отставанием имеют не только низкий общий балл IQ, но и большой разброс баллов по отдельным субтестам. Так, они более успешны в построении, чем в вербальных заданиях. Необходимо, чтобы врач хорошо знал методические условия проведения теста, так как низкий балл может быть связан со страхом, отсутствием мотивации, невнимательностью, дислексией или скрытым дефектом слуха или зрения, а не с задержкой развития.

- Вернуться в оглавление раздела "неврология"

Оглавление темы "Патология гипоталамуса. Развитие нервной системы.":
1. Гипоталамус. Функции и значение гипоталамуса.
2. Несахарный диабет. Синдром неадекватной секреции АДГ.
3. Мозговой сольтеряющий синдром. Пангипопитуитаризм - болезнь Симмондса.
4. Нарушения роста. Болезнь Кушинга. Синдром Кушинга. Кушингоид.
5. Эпифиз и мелатонин. Особенности развития нервной системы.
6. Норма развития нервной системы. Патологическое развитие нервной системы.
7. Задержка двигательного развития. Признаки задержки двигательного развития.
8. Задержка сенсорного развития. Изолированные нарушения развития нервной системы.
9. Развитие интеллекта. Нарушение обучения.
10. Развитие личности. Нарушение социального развития. Нарушения умственного развития.

Ждем ваших вопросов и рекомендаций: